Буйный Терек
На рубеже 19 и 20 веков за бурным экономическим и торговым развитием в Терской области не поспевала инфраструктура, и проблема коммуникаций оставалось острой. Это подтвердил случай, который произошел 125 лет назад. Осенью 1899-го недалеко от Дарг-Кохского парома едва не приключилась катастрофа.
«Возвращавшиеся из Владикавказа в Ардон инспектор семинарии иеромонах Гавриил и делопроизводитель семинарии священник Албегов, принужденные, вследствие бездействия то и дело чинящегося парома, переезжать Терек вброд, были понесены быстрой водой вместе с экипажем и лошадьми», – писали «Терские ведомости».
И все-таки лошади чудом смогли выбраться на сравнительно мелкое место. А подоспевший верховой-осетин помог потерпевшим перебраться на берег. Потом вытащил и экипаж.
«Дело ограничилось, таким образом, только продолжительной холодной ванной, последствия которой, по меньшей мере, выразятся в ревматизме. Но могло, конечно, все закончиться и иначе. Когда же, наконец, будет выстроен через Терек Дарг-Кохский мост? Неужели лучше и выгоднее держать вечно портящийся и чинящийся паром, на котором и в здоровом его состоянии небезопасно переправляться через Терек?» – не вопрошала – кричала газета.
И приводила весомые доводы, почему буйство и своенравие Терека, питающегося от ледников Главного Кавказского хребта, необходимо надежно обуздать, дабы не зависеть от природных катаклизмов или от нестабильного и устаревшего парома.
«Целый край со 100-тысячным населением бывает отрезан по неделям от железнодорожной линии и Владикавказа», – вколачивал гвоздь в набор своих аргументов газетный репортер.
Он напоминал: именно так получилось в конце лета 1898 года, что парализовало практически все сферы жизнедеятельности – работу Садонских рудников, экспорт кукурузы, возможности передвижения для Ардонской духовной семинарии и снабжения тех частей войск, которые стоят по другую сторону Терека… А железнодорожная станция Дарг-Кох играла важную роль на Ардонско-Алагирском направлении.
Однако строительство хорошего моста – дело по тем временам технически непростое и дорогое. Поэтому ситуация не разрешилась и в последующее десятилетие. Об этом свидетельствует известный русский археолог, этнограф и краевед Екатерина КЛЕТНОВА, автор обстоятельных очерков «В горах Осетии» (1910) и «По рудной Осетии» (1913). Приводим отрывок из первого.
«Станция Дарг-Кох Владикавказской железной дороги – ближайший пункт отправления для проезда по Военно-Осетинской дороге…
Наняв «вольных», состоявших из таратайки с парою кляч и одноконной арбы под вещи, всего за 4 р. 50 к., пустились мы в путь, окутанные сыроватой утренней мглой. На 4-й версте подъехали к круче, на дне которой мутно-графитного цвета бурлил и несся Терек.
Только что подваливший «огромный скрипучий» паром сплошь был занят стадом овец и коз, необыкновенно пестрой окраски…
Лишь только паром ударился о берег и была переброшена сходня, как вся эта разношерстная, но крайне дружная компания подняла неистовый крик и поспешила выбраться на землю, очистив место нашим повозкам. Тут же вскочило еще несколько человек пеших осетин в коричневых черкесках и широкополых войлочных шляпах.
Паром двигался на двух толстейших канатах; но так как течение Терека всегда очень бурно, то к парому было пристроено еще огромное деревянное весло, исполнявшее должность руля. Перевозчик управлял им, сидя верхом на конце, причем то подскакивал, то опускался, как бы исполняя какую-то курьезную пляску»…
Первый мост (деревянный) через Терек у сел. Дарг-Кох был построен только в 1923 г. строительно-саперным батальоном Красной Армии. Он прослужил верой и правдой 15 лет.