Задушевное русское «ура» долго провожало уезжавших…
Так 165 лет назад, в ноябре 1869 г., завершилось посещение Великим Князем Михаилом Николаевичем и его семейством Владикавказа и Моздока, откуда тот отправился дальше, на Санкт-Петербург.
Сначала дорогого гостя принимала столица Терской области, куда он прибыл по Военно-Грузинской дороге к вечеру, благополучно избежав опасностей. А они были. Накануне с гор сошли несколько снежных лавин, образовавших завалы. Но уже после Коби и Кобийского спуска вплоть до ст. Казбек сани мчали августейших путешественников бодро и безостановочно.
Утром Его Императорскому Высочеству представились высшие военные чины и горожане, имевшие счастье поднести хлеб-соль, после чего Августейший наместник изволил выехать по тракту на Моздок.
А в это время во Владикавказ прибыла поклажа Великого Князя и всего семейства.
«В горах погода благоприятная, санная дорога от Казбека хорошая. Последний омнибус с багажом Его Высочества сегодня с рассветом проехал Коби благополучно. В Коби открыта на время завалов временная телеграфная станция», – писали «Терские ведомости».
Приезд Михаила Николаевича в Моздок вызвал всеобщий интерес. Мы помещаем полностью подробный репортаж, вышедший по столь знаменательному случаю в «Терских ведомостях».
Великий Князь Михаил Николаевич в Моздоке
Уже за несколько дней известно было в городе о скором прибытии Их Императорских, Высочеств, Государя Великого Князя Михаила Николаевича и Государыни Великой Княгини Ольги Федоровны, с Августейшим Семейством. К 2 часам пополудни густые толпы народа со всех сторон города начали собираться на главную городскую улицу, ведущую от войскового, через р. Терек, моста по направлению к ст. Павлодольской.
Несмотря на недавно бывшие дожди, не только грязь на этой улице была снята, но и вся улица была усыпана песком. Погода стояла, хотя пасмурная, но тихая и без дождя.
На протяжении главной улицы у большей части домов выставлены были разноцветные значки; подъезд дома, предназначенного для приема Августейших особ, изящно был убран красными флагами, вензелевыми изображениями Имен Их Высочеств; а на правой стороне входа, увенчанной разными военными атрибутами, изображен «1863» год.
Против окон этого дома на противоположной стороне улицы в виде большого щита, представлялась группа из разноцветных тканей и ковров, над которой развевался значительной величины значок с изображением двуглавого на розовом фоне орла с короною и другими символами царского величия.
Около 3 часов пополудни колокольный звон в церквах города возвестил о прибытии приближающегося поезда. Встреченный у начала дамбы почетным рапортом городничего Великий Князь изволил следовать далее по городу.
Несмолкаемое « ура» стоявшего по обеим сторонам дороги народа провожало Его до самого места, где остановился экипаж – у дома почетного гражданина Я.И. Улуханова. Его Императорское Высочество Государь Великий Князь и Ее Императорское Высочество Великая Княгиня, вышедши из кареты, снова приветствуемы были дружным «ура».
Милостиво приняв хлеб-соль от граждан города, Великий Князь изволил принять почетный рапорт от начальника местной команды и от командира Переяславского Драгунского полка, а Государыня Великая Княгиня, в сопровождении хозяина дома и командира Моздокского казачьего полка, изволила вступить в приготовленные покои.
Вслед за сим прибыл в залу Государь Великий Князь, а затем вышли из экипажа и прибыли в дом Августейшие дети, Великие князья Николай и Михаил Николаевичи и Великая княжна Анастасия Михайловна с сопровождающей их свитой.
В зале все было готово к обеду. Приветствуя высоких посетителей, хозяин дома доложил Государю Великому Князю: «Ваше высочество! Несколько уже раз я имел счастье принимать у себя Великих Князей и только в первый раз удостоился чести видеть в своем доме Великую Княгиню с Августейшим вашим семейством, не умею чем больше выразить всеподданейшую радость мою и всего нашего общества, как всепокорнейшею просьбою откушать нашего хлеба-соли».
Прибывшие тотчас же изволили сесть за стол. Комнаты были изящно убраны. Вензелевые изображения виновников торжества, окаймленные бордюрами из колосьев пшеницы, красовались на противоположной стене против мест, занятыми Высочайшими особами.
Обед продолжался около часа. Хор певчих моздокского полка не умолкал в продолжении всего обеда.
После стола Его Императорское Высочество изволил выразить свою благодарность обществу пожатием руки хозяину дома. Экипажи были поданы. Выходя из дома, Государь Великий Князь изволил благодарить стоявших здесь городского голову и членов ратуши словами: «Благодарю Вас за угощение».
Августейшие путешественники, заняв места в экипажах, при колокольном звоне, раскланиваясь с народом, изволил направиться к Успенской церкви. Здесь встреченные духовенством по совершении положенного молитвословия, изволили направиться в чудотворной иконе Богоматери и, напутствуемые ее благословениями, изволили отправиться в дальнейший путь.
Задушевное русское «ура» долго провожало уезжавших. Так расстался с дорогими гостями гостеприимный Моздок.