Мастер цветной линогравюры
Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения Раисы ХАСИЕВОЙ, первой осетинки – выпускницы Ленинградской академии художеств (1929) и первого осетинского художника, обратившегося к технике цветной линогравюры.
В ее успехах есть и заслуга тогдашних властей Северной Осетии, которые поддержали и продолжили решение упразднявшейся Горской Республики в 1924 году о направлении на учебу в город на Неве группы талантливой осетинской молодежи.
Так история национального искусства обрела скульпторов Сосланбека Тавасиева, Давида Дзантиева, графиков Аслан-Гирея Хохова, Сократа Кусова и Раису Хасиеву.
После учебы уроженка Владикавказа осталась в Ленинграде, многое сделала, чтобы прославить свою вторую родину, всю могучую Россию и свой исток – Осетию. Серия ее блистательных работ «Дети Осетии» (1960) хранится в художественном музее им. Туганова и в музеях других городов страны. А еще есть бесценные «Симд», «Свадьба», «Пастух» (на верхнем снимке) из серии «Осетинские песни»…
Ленинградские мотивы, естественно, занимают заметное место в ее творчестве: «Первое мая в Ленинграде» (1943), «Метро» (1955) и др. В 1934-1937 годах работала на кинофабрике «Техфильм». Стойко перенесла все тяготы блокадного Ленинграда. В 1946-1951 годах оформляла школьные учебники в Ленинградском учебно-педагогическом издательстве.
Как иллюстратор Хасиева тоже была востребована. Причем не только книжными издательствами, но популярными детскими и юношескими журналами, в первую очередь журналом «Костер».
Кроме того, Раиса Васильевна занималась агитационно-массовым искусством. Она, например, автор агитационного плаката «Помоги стальному коню, используй гужевой транспорт. Хороший сев − залог нашей победы» (1936).
Раиса Хасиева, незаслуженно забытая современниками, уникальна не только своим разнообразным творчеством, но еще и тем, что ее портрет написали сразу пять первоклассных советских художниц. Причем, первый (автор – Ирина Варзар) датирован 1932 годом!
К сожалению, работы Хасиевой, как и многих других столь же интересных осетинских мастеров изобразительного искусства, до сих пор не собраны под одной обложкой. Сегодняшним чиновникам Северной Осетии нет никакого дела до ценного художественного национального наследия, являющегося настоящим народным достоянием. Не говоря уже о системном, долгосрочном проекте. А жаль. Таким наследием далеко не каждый регион может по праву гордиться.
Игорь ДЗАНТИЕВ