Осетия Квайса



Убить Калинина

// «Банда Бухарина» планировала совершить теракт в 1934-м на юбилее в Осетии

«Всесоюзный староста» Михаил Калинин в течение трех дней 17-19 августа 1934 г. был главной фигурой юбилейных торжеств, посвященных 10-летию автономии Северной Осетии.

Во Владикавказе он выступил с речью в Пролетарском парке на объединенном пленуме Северо-Осетинского обкома ВКП (б), облисполкома и облсовпрофа, собравшем свыше двух тысяч человек.

Участники заседания неоднократно прерывали выступление высокого гостя бурными овациями.

На следующий день Калинин был в центре внимания на многолюдном митинге в Редантской долине.

Михаил КАЛИНИН перед началом митинга в долине Реданта.

А еще день спустя приехал к колхозникам селения Фарн.

Худ. Азанбек ДЖАНАЕВ. М.И. Калинин в гостях у колхозников сел. Фарн.

Ранее вместе с первым секретарем Северо-Осетинского обкома ВКП (б) Давидом Демиховским, председателем облисполкома Камболатом Хасиевым посетил он и Гизельдонскую ГЭС, где более часа общался со строителями.

Однако через четыре года, в июне 1938-го, на областной партийной конференции глава НКВД Северной Осетии Семен Миркин заявил, что Калинина в дни юбилея собиралась застрелить «банда Бухарина». Причем, это должны были сделать руководящие лица, среди которых – первый секретарь Северо-Осетинского обкома ВКП (б) Казбек Бутаев, сменивший сразу после торжеств на этом посту Демиховского, а также действующий на тот момент председатель облисполкома Хасиев.

Никаких реальных фактов при этом Миркин не привел, кроме выбитых показаний у того же Бутаева. Но это не помешало раскрутить «масштабный заговор», осуществить который помешала только якобы бдительность охраны НКВД, «следовавшей за Калининым по пятам». К слову, по свидетельствам очевидцев, Председатель ЦИК СССР чувствовал себя в Осетии весьма комфортно, подолгу общался с простыми людьми, а в Кобанское ущелье на строительство Гизельдонской ГЭС приехал в сопровождении всего-то двух милиционеров.

Заговорщиков же было много больше. Среди них упоминаются Заурбек Рамонов (первый секретарь Дигорского райкома партии), Иван Гацоев (секретарь Алагиро-Ардонского райкома партии, полномочный представитель Северо-Осетинской автономной области при Президиуме ВЦИК) Коста Цаллагов (председатель областного земельного управления, заместитель председателя облисполкома СО АССР), Ефим Аккалаев (председатель правления артели инвалидов)… Все они были расстреляны, а впоследствии – реабилитированы, то есть за ними не было никакой вины. А, следовательно, не было и Северо-Осетинского отделения «банды Бухарина».

К слову, практически все вышеперечисленные товарищи все три дня пребывания Михаила Калинина в Северной Осетии находились в центре торжеств. Например, Коста Цаллагов, являвшийся в тот момент председателем Северо-Осетинской профсоюзной организации, открыл и вел объединенный пленум. А Камболат Хасиев, встреченный бурными аплодисментами, сделал на юбилейном форуме доклад об итогах 10-летней борьбы Северной Осетии за социализм.

Семен Миркин в руководстве НКВД Северо-Осетинской автономной области, а затем и республики проработал долго, с 1934 по 1937 он был заместителем начальника, а в 1937-1939 – начальником ведомства. И за этот период сфабриковал столько дел, что сосчитать их точное количество не под силу ни одному историку, даже допущенному ко всем закрытым архивам. К сожалению, один из главных архитекторов репрессий в Северной Осетии сам понес заслуженное наказание слишком поздно. В январе 1940 г. Миркина по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР расстреляли в Москве. А в 2013 г. по его тогдашнему делу в реабилитации было отказано.

Игорь ДЗАНТИЕВ

ТОЛЬКО УСИЛЕННАЯ БДИТЕЛЬНОСТЬ СОХРАНИЛА ДРАГОЦЕННУЮ ЖИЗНЬ МИХАИЛА ИВАНОВИЧА КАЛИНИНА

Из выступления на Северо-Осетинской
областной партконференции наркома НКВД С.З. Миркина

Владикавказ, 5-9 июня 1938 г.

Товарищи! Парторганизацию могло бы постигнуть большое несчастье, если бы врагам удалось выполнить свои коварные террористические замыслы.

Эта банда имела прямое задание Бухарина убить Михаила Ивановича Калинина, когда он приезжал к нам в 1934 году на празднование 10-летия Осетии.

Вот что говорит об этом изверг БУТАЕВ Казбек: «О том, что правая к-р организация приняла и будет вести террористическую деятельность в отношении руководителей партии и правительства, я впервые узнал в 1932 году лично от Бухарина.

В 1934 году перед моим отъездом из Москвы в Осетию для работы в качестве 1-го секретаря Обкома, примерно в августе месяце, я имел встречу с Бухариным, который в числе других задач, поставленных передо мной, указал на необходимость интенсивного разворачивания террористической деятельности, с расчетом совершения тер. акта над руководителями партии и правительства, при их возможном приезде на территорию Северной Осетии, или проезде по Военно-Грузинской дороге. Эти задания от Бухарина я принял и в последующей работе проводил в жизнь»…

В этой же беседе мне Бухарин сообщил, что а/с центр правых, в частности, он, Бухарин, через Пивоварова, дал задание организовать террористический акт над Калининым на территории Северной Осетии, куда Калинин должен выехать на празднование 10-летия автономии Осетии.

Директиву организовать теракт над М.И. Калининым в августе 1934 года ХАСИЕВ Камбулат получил непосредственно от Пивоварова.

Под руководством Хасиева Камбулата, с участием Казицкого, был разработан подробный план тер. акта. Были распределены роли среди исполнителей — Рамовова Заурбека, Гацоева Ивана, Цаллагова Коста и Аккалаева Ефима. Все они полностью подтвердили план подготовки теракта и рассказали подробности всех вариантов намеченного злодеяния.

Все они говорят, что помешала им привести в исполнение этот акт охрана НКВД, следовавшая за Калининым по пятам, охраняя его все время очень бдительно, не давая возможности приблизиться, чтобы выстрелить и скрыться. Только усиленная бдительность сохранила драгоценную жизнь Михаила Ивановича КАЛИНИНА от коварных замыслов этих злейших врагов народа.

Товарищи! Этот раздел я хочу закончить словами товарища Вышинского: «Пройдет время, могилы ненавистных изменников зарастут бурьяном и чертополохом, покрытые вечным презрением честных советских людей и всего Советского народа. А над нами, над нашей счастливой страной, по-прежнему ясно и радостно будет сверкать своими лучами Наше Солнце. Мы – наш народ, будет по-прежнему строить очищенной от последней нечисти и мерзости прошлого – страну во главе с нашим Любимым Вождем и Учителем – Великим СТАЛИНЫМ, вперед и вперед – к коммунизму» (Все встали, долго несмолкаемые аплодисменты).