Родина Вахтангова на неделю стала средоточием культурной жизни страны
Завершился первый Всероссийский театральный фестиваль во Владикавказе «Вахтангов. Путь домой», который организовал и провел здесь Театр им. Евгения Вахтангова. Форум стал вторым этапом инвестиций столичного театра в культуру республики Северная Осетия-Алания и примером для тех, кто больше на словах любит порассуждать о культурной национальной политике. Вахтанговский второй год предпочитает дело.
Во Владикавказе на центральных улицах сейчас тихо, и только металлический остов огромной сцены, которую уже почти разобрали, напоминает о том, что здесь происходило. А был здесь театральный кипеш.
Впервые по проспекту Мира разгуливали куклы-великаны, в которых несложно было узнать Пушкина с Гоголем и их героев. Здесь с радостной толпой мешались маски театров «Куклы господина Пэжо», «Кукольный формат» из Питера, ярко-красные костюмы воронежской компании «Вау».
В парке Коста Хетагурова с ландшафтом в несколько уровней уличные артисты разыгрывали сцены из жизни Александра нашего свет Сергеевича. Здесь фантазия зашкаливала и вырывалась за рамки строгого портрета «нашего всего», написанного, кажется, с рождения курчавого гения. Во Владикавказе Саша спал, Саша рисовал ивовым прутиком на земле, резвился возле паркового пруда с лебедями… Поэт-шалун не боялся ничейных собак, которые почему-то повсюду сопровождали зрителей.
Кстати, о собаках. Наверное, Владикавказ единственный российский город, где бездомные псы спокойно гуляют среди граждан и отдыхающих. Они не приставучие, не агрессивные и все с разноцветными чипами на ушах. Плетутся себе за группой в наушниках на первом в истории города театральном променаде, останавливаются вместе со всеми и, задрав морды, слушают рассказ, например, о том, как гимназист Женя Вахтангов бегал вот по этой самой улице, как организовывал вечера в женской гимназии и каким успехом пользовался у юных гимназисток этот ловкий танцор и остряк.
Когда же речь заходила о конфликте будущего гения с отцом-фабрикантом (сын вместо того, чтобы помогать папаше, зачем-то увлекся театром), псины явно грустили — они-то беспризорные, ни отца, ни матери. Но, подчеркну, не обиженные — их не прогоняют и даже могут походя погладить – без страха, что псина огрызнется. А одна из бродяжек черной масти вообще оказалась конченой театралкой: я заметила ее среди зрителей аж на трех спектаклях уличной программы — сидела притихшая и внимала.
Театральный променад «Вахтангов. Дорогами юности» сочинили Дарья Хаустова и Денис Сутыка, поставила режиссер Ася Князева, а озвучили вахтанговцы разных поколений — Олег Форостенко, Евгений Князев, Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Мария Аронова, Юрий Цокуров.
Немаловажно отметить, что Вахтанговский фестиваль пришелся на датский год: 250 лет назад, в 1774 году, Екатерина Великая подписала указ о присоединении Осетии к России. Первое посольство из Осетии в Санкт-Петербург отправилось в 1749 году, а всего посольств было три. Путь для них окажется небезопасным и в общей сложности продлится полгода. А еще 10 лет спустя на правом берегу Терека в окружении живописных Кавказских гор будет основана крепость, названная Владикавказом.
Статус города Владикавказ получит в 1860 году, и с того времени начнется его бурное развитие: здесь появятся образовательные учреждения, быстро ставшие престижными, печатные книги и первые газеты. Запустят один из первых в России трамваев. А в 1883 году родится Евгений Вахтангов, который создаст в Москве такой театр, который 103 года остается, как и завещал основатель, театром радости. Даже если играет высокую трагедию.
И именно этот театр сделал, казалось, невозможное — за три года на свои средства возродил во Владикавказе Дом Евгения Вахтангова, десятилетиями пребывавший в плачевном состоянии, и превратил его в место силы и культурного притяжения. А нынче устроил первый театральный фестиваль.
Семь театров из России в течение недели, разнообразная программа спектаклей из Казани, Омска, Донецка, Архангельска, Санкт-Петербурга. Большой успех имели у публики Омская драма со спектаклем «Мой дедушка был вишней» — трогательная история о верности и преданности своим корням — и «Василий Теркин» с Русского Севера. В рамках фестиваля Национальный театр им. Тхапсаева сыграл свой премьерный спектакль «Газдановы», который можно назвать сценическим памятником всем матерям, потерявшим своих детей на войне, и неважно, далекая то война была или близкая.
А закрыли первый Вахтанговский смотр на площади Свободы гала-концертом с участием звезд российского театра и шоу-бизнеса. Он длился шесть часов, начавшись при ярком солнце, а завершился под темным южным небом. И более 10 000 зрителей не расходились, распевая вместе с Сергеем Лазаревым, группой «Республика», Натальей Быстровой и Дмитрием Ермаком, Аллой Хадиковой, детским театром «Домисолька», Александром Олешко, который вместе с легендарной Анной Шатиловой вел концерт. И прямо в разгар концерта глава республики Сергей Меняйло объявил, что Олешко присвоено почетное звание заслуженного артиста Осетии. Площадь ликовала.
На концерте также объявили имена лауреатов премии за достижения в развитии культуры, социальной сферы и сферы креативных индустрий Республики Северная Осетия-Алания. Ее вручили молодым — до 35 лет — талантливым жителям республики. Ими стали Амурхан Кусов, Зита и Зарина Кодзати, Туган Дулаев.
В финале вся площадь Свободы вместе с артистами дружно пела песню «Владикавказ», специально написанную к открытию Дома Вахтангова и посвященную этому удивительному городу, в который год назад вернулся Евгений Богратионович и красиво продолжает здесь путь. «Всем нам хочу пожелать, чтобы мы возвращались домой», — произнес со сцены глава республики Сергей Меняйло.
После концерта мы поговорили с директором Театра Вахтангова Кириллом КРОКОМ.
— Кирилл, первый фестиваль «Вахтангов. Путь домой» завершился. Какие основные выводы вы как его организатор для себя делаете?
— Выводы такие: фестиваль нужен городу, республике и югу России. Ничего подобного на родине Евгения Вахтангова — в Осетии — нет. Как мне кажется, мы попали в точку, сделав фестиваль драматических и уличных театров, и он имеет хорошие перспективы. Владикавказ как будто ждал этот фестиваль. А у россиян со своей стороны большой интерес к Осетии с ее богатой историей, культурой.
— В прошлом году, открывая Дом Вахтангова, вы озвучили сумму — 250 млн рублей, в которую обошлось восстановление родового дома основателя Вахтанговского театра. А в какую сумму обошелся первый театральный фестиваль в родном городе Вахтангова? Или это закрытые цифры?
— Мы ничего не скрываем, в документах — полная прозрачность. Бюджет фестиваля — 80 миллионов рублей. Из них 25 миллионов — это президентский грант Фонда культурных инициатив, а остальные деньги заработаны театром от основной уставной деятельности.
— А каков конкретный вклад правительства республики в этот нужный и для нее проект?
— Мы благодарны правительству республики и лично его главе Сергею Ивановичу Меняйло, мэрии Владикавказа за то, что в наше сложное, в том числе и финансово, время они этот фестиваль поддержали. Денег на фестиваль в республиканском бюджете нет, но все расходы по встречам гостей, участников, приемам коллективов, поездкам в горы республика взяла на себя. Так что мы благодарим за огромную административно-техническую поддержку.
Наша принципиальная позиция состояла в том, что билеты на вечерние спектакли фестиваля мы продавали по местным, а не московским ценам. Открытие и закрытие для всех было бесплатным, как и все спектакли в парке Коста Хетагурова, — это наш вклад в так называемое выравнивание культурного слоя в стране, в то, что мы называем общенациональной культурной политикой.
Марина РАЙКИНА
«Московский комсомолец», 22 июля 2024 г.