Грузинский фактор беспокоит Цхинвал
// В Южной Осетии готовятся к парламентским выборам
На 9 июня назначены парламентские выборы в Южной Осетии. В российском экспертном сообществе принято уценивать фактор этих выборов. Сторонники такой точки зрения считают, что Южная Осетия – это крошечная территория с населением численностью с один московский не самый крупный район. А некоторые крайние скептики даже называют эту республику большой российской военной базой.
Конечно, такой точке зрения противостоит то, что можно назвать цхинвалоцентризмом. Один из очень квалифицированных российских экспертов, волею судеб вовлеченный в южноосетинскую политику, приводил яркий пример этого явления. В январе 1991 года в Южной Осетии активно и на полном серьезе обсуждали, что события в Прибалтике инспирированы грузинами с целью отвлечения внимания от происходящего в Цхинвале.
Однако, если отойти от крайних оценок, парламентские выборы в Южной Осетии – действительно важное событие, которое может оказать влияние на российскую кавказскую политику. Интерес России в условиях СВО (специальной военной операции) – это сохранение стабильности по периметру границ. В связи с этим южноосетинская ситуация не может не быть интересна для Москвы.
При всей микроскопичности южноосетинской политики она имеет высокий потенциал внутренней конфликтности. Отметим, что практически все выборы в Южной Осетии – как президентские, так и парламентские, начиная с 2000 года отмечены высоким уровнем конкурентности и конфликтности. Эту конфликтность усиливает проблема ценза для участия в парламентских и президентских выборах. Если до последнего времени эта проблема касалась бывшего главного тренера сборной России по вольной борьбе Дзамболата Тедеева и второго президента Эдуарда Кокойты, то сейчас эта проблема вышла на новый уровень.
Известно, что значительное количество жителей Южной Осетии активно участвуют в СВО. Некоторые политические силы в Южной Осетии продвигают тезис об отмене ценза оседлости для участников СВО. Однако усилиями некоторых деятелей сегодняшнего парламента вопрос фактически затормозили. И к нынешним выборам вопрос об участии в них военных из зоны СВО закрыт.
Отметим, что вопрос снятия ценза становится значимым не только для всем известных персонажей и участников СВО. Снятие ценза – если оно сможет состояться – станет механизмом включения в политику многих других выходцев из Южной Осетии. Среди которых есть люди состоятельные и вполне преуспевшие в российском бизнесе.
Еще одним важным фактором является возможность воздействия криминала на выборы. В том числе попытки криминала вмешаться в борьбу бывшей и нынешней партии власти.
Партия президента Алана Гаглоева «Ныхас» приходит к выборам не в самом лучшем виде. И это создает высокие шансы для бывшей партии власти «Единая Осетия» вновь создать большинство в парламенте. В свою очередь, у нынешних властей возникает искушение использовать против оппонентов административный ресурс. В любом случае в Москве были бы заинтересованы в том, чтобы все политические силы в Республике Южная Осетия (РЮО) максимально цивилизованно провели предвыборный период.
Кроме того, следует обратить внимание на грузинский фактор.
Начнем с того, что в РЮО вызывает определенные опасения российско-грузинская «оттепель». На это накладываются имеющиеся в южноосетинском социуме с 1990-х годов фобии о мощном грузинском лобби, которое оказывает сильное влияние на московскую политику. И если применительно к реалиям 1990-х – середины нулевых годов такие суждения были релевантны, то впоследствии этот фактор стал снижаться.
Внутриполитическая конъюнктура в самой Грузии неустойчива. Что показывают последние протесты в Тбилиси против принятия закона об иноагентах. И Россия заинтересована в том, чтобы эта конъюнктура была для нее благоприятна. Конкретно – чтобы правящая партия «Грузинская мечта» сохранила свои позиции. В условиях дефицита (если не отсутствия) пророссийских сил в стране прагматизм «мечтателей» устраивает Москву.
Однако внутри как Грузии, так и Южной Осетии есть силы, которые пытаются раскачать ситуацию для достижения своих внутриполитических целей. Представители грузинской оппозиции пытаются постоянно проникать в Южную Осетию, провоцируя российских и южноосетинских силовиков на резкие действия. При этом некоторые южноосетинские политики (Гарри Мулдаров и т.д.) постоянно ставят вопрос о якобы сдаче части территории республики грузинам. Все это не может не беспокоить российскую сторону, которая не хочет обострения отношений с Грузией.
Отдельно следует выделить идею вхождения Южной Осетии в РФ. При всей популярности этой идеи у значительной части населения республики ее немедленная реализация может мгновенно обернуться негативными последствиями на грузинском направлении.
По мнению некоторых экспертов, есть попытки определенных грузинских политических сил модерировать ситуацию в самом сложном регионе республике – Ленингорском районе. В том числе – через контакты с некоторыми южноосетинскими чиновниками и политиками.
Таким образом, парламентские выборы в Южной Осетии – может быть, и не первостепенное событие для российской политики, но и не такое периферийное, как об этом говорят некоторые эксперты. И от стабильности процессов в этом небольшом государстве зависит ряд важных аспектов в том числе и в России.
Владимир НОВИКОВ, руководитель отдела Кавказа Института стран СНГ
«Независимая газета», 19 мая 2024 г.