Энергия его жизни
Сегодня свое 70-летие отмечает композитор, пианист, педагог, дирижер, член Союза композиторов СССР, заслуженный деятель искусств России, РСО-А, РЮО, народный артист РСО-Алания, обладатель медали «Во Славу Осетии» Николай КАБОЕВ.
На вопрос «как настроение?» юбиляр бодро отвечает:
– Настроение отличное, как и всегда. Как говорится, вот и стали мы на год взрослее (смеется). 2 и 3 марта приглашаю всех на концерт в филармонию с симфоническим оркестром филиала Мариинского театра. А во втором отделении будет звучать музыка в исполнении Государственного эстрадного оркестра им. Кима Суанова. Стараюсь в день своего рождения собрать побольше людей, увидеть родные лица, разделить с ними радость.
– Если бы не музыка, что тогда могло бы стать делом вашей жизни?
– Только музыка! А кем-кем, но вот точно космонавтом я не хотел бы быть. Еще в детстве, в 5 лет, сказал, что буду дирижером, когда меня случайно спросил об этом Павел Арнольдович Ядых, которого мы встретили на улице, когда шли с концерта с мамой. Он расхохотался и говорит: «Никогда не слышал, чтоб ребенок этого хотел. А почему ты хочешь быть дирижером?» А я ему и говорю: «Потому что люблю управлять, я же видел, как вы управляете людьми, куда палочкой махнете, те и играют».
И мне это понравилось. Музыкальное образование получил в орджоникидзевской ДМШ № 1 им. Чайковского. В 1972-м окончил Орджоникидзевское училище искусств по классу фортепиано у заслуженного работника культуры России Целины Цезариевны Грейм. Студентом посещал факультативные занятия по симфоническому дирижированию у заслуженного деятеля искусств Северной Осетии А. Брискина, по композиции – у заслуженного деятеля искусств СО АССР Н. Карницкой. В 1971-м стал преподавать фортепиано в ДМШ ст. Змейской. В 1977-м окончил фортепианный факультет Ростовского государственного музыкально-педагогического института. С 1979-го, с самого момента открытия, и по сей день работаю на отделении эстрадно-джазовой музыки Владикавказского колледжа искусств им. Гергиева. В 1993-м стал главным дирижером, а через два года – и художественным руководителем Государственного национального эстрадного оркестра РСО–А им. К. Суанова.
– У вас интересная жизнь, наполненная разными встречами и событиями. А что по прошествии лет вспоминается чаще, греет душу?
– Разные были моменты, конечно, один из ярких – это когда впервые завел разговор о музыке с композитором Феликсом Алборовым, тогда я многое понял и вообще пропитался всей спецификой национальной музыки, ее корнями, погрузился в сердцевину. Другое мощнейшее впечатление произвело на меня знакомство со старейшим композитором Ниной Андреевной Карницкой. Надо было поступать в консерваторию, и мама попросила Нину Андреевну со мной позаниматься. Она в течение нескольких уроков объяснила мне всю теорию музыки и гармонию, что для меня было определенным открытием. Ну и, конечно же, незабываемые страницы жизни – занятия симфоническим дирижированием у Анатолия Аркадьевича Брискина, поступление в консерваторию, служба в армии после ее окончания…
– Музыка вам подарила не только признание и успех, но и любовь всей жизни…
– Да, именно так. Благодаря музыке встретились с будущей супругой, полюбили друг друга и дружно продолжаем жить уже полвека. Кстати, когда мы познакомились, нам было по 19 лет. С тех пор и дома, и на сцене мы вместе. Хочется, чтобы наши дети и внуки жили и росли в мирной обстановке, были порядочными людьми, любящими семью и свое Отечество. Внук пошел в музыкальную школу по стопам дедушки и бабушки, а также своих родителей, ему уже 14-й год. Внучка, ей 8 лет, тоже занимается музыкой, хотя у нее немало талантов в разных направлениях. Куда больше потянет, там и будет себя реализовывать, ограничивать не будем.
– Николай Александрович, в начале разговора вы обмолвились о предстоящем концерте. Будет ли какая-нибудь премьера в этом году?
– Да, премьера будет. Я написал сочинение к одному сезону. Это было давно, лет 17-18 назад. Но, к сожалению, оно не прозвучало по разным обстоятельствам. Ноты долгое время пролежали в библиотеке филармонии. И вот теперь спустя годы я решил, что будет хорошо, если открою свой концерт именно этим сочинением и как бы проведу своеобразную арку, оно называется «Увертюра до», до – это нота, с которой все начинается и ею же заканчивается. А вот уже 1 апреля, надеюсь, у меня все-таки состоится фестиваль «Джаз года». Зрителей ждет сюрприз, но пока не буду раскрывать все карты.
Залина ГУБУРОВА
«Северная Осетия», 2 марта 2024 г.