Осетия Квайса



Источник: «Большой театр находится в совершенно жутком состоянии»

// Наш собеседник предположил, что Валерий ГЕРГИЕВ будет руководить БТ через назначенного представителя

На фоне новостей о разительных переменах, ждущих Большой театр, «Московский комсомолец» обратился к человеку, знающему ситуацию, что называется, изнутри. Наш собеседник попросил не раскрывать своего имени, но заявил о кризисном состоянии ведущего театра России, подробно рассказав о том, как и почему БТ лишился оригинального репертуара и превратился в «пустую коробку».

Приветствуя новое предполагаемое руководство в лице худрука Мариинского театра, спикер, тем не менее, выразил уверенность, что Валерий Гергиев непосредственно управлять Большим театром не будет, а назначит в Москве своего представителя.

- Что ждет Большой театр в связи с возможным «слиянием» с Мариинкой? Какой вы можете дать прогноз?

- Прогнозировать я не хочу, я не Ванга. Но об этом шла речь несколько лет. Большой театр находится в совершенно жутком состоянии, там практически осталась одна коробка, театра как такового нет.

Как человек, знакомый с БТ десятки лет, могу сказать с полной уверенностью, что уничтожено абсолютно все. Главный оперный театр страны несколько лет существует без музыкального руководителя, главного дирижера – такого в истории никогда не было.

В этой связи принять меры должны были давно и, слава богу, так случилось – правда, будем ждать, когда это формально произойдет (когда решение о «слиянии» будет официально обнародовано.И.В.).

- По вашему мнению, Валерий Гергиев справится с задачами «антикризисного менеджера»?

- Гергиев – очень мощная личность, сегодня равных ему в России невозможно найти. Вопрос в другом – я не очень уверен, что ему хватит сил руководить таким количеством театров. У него Мариинка с тремя сценами, филиалы во Владивостоке и Владикавказе, теперь еще и такая махина, как Большой театр. Физически это не под силу даже молодому человеку, а ему семьдесят лет.

Думаю, руководителем он будет числиться номинально, чтобы некое крупное имя возглавляло театр. Но, наверное, по согласованию с властями или сам назначит «наместника» (может быть, это слово не очень подходит).

- Менеджера – разве более удачное определение?

- В общем, человека, выполняющего функцию на месте. И я надеюсь, что с помощью Валерия Абисаловича найдут худрука-музыканта сюда. Потому что в мире дирижеров Гергиев имеет вес и у него много своих учеников. (В отличие от Большого театра, в Мариинском команда дирижеров и оперных, и балетных).

Во-вторых, я думаю, что будет преодолен репертуарный кризис. Люди, которые управляли Большим театром, ликвидировали весь репертуар – там три наименования всего идет. Если в балете еще что-то есть, то оперы нет практически – им нечего ставить.

- Что стало причиной репертуарного дефицита?

- Дошло даже до того, что на Новой сцене дали чтецкий концерт. Крючкова актриса замечательная, но она читала переписку Чайковского с фон Мекк, а Игорь Головатенко пел романсы. Такой концерт возможен, но не на ключевой сцене страны.

А всему причиной нехватка постановок. Где-то закончились лицензии на декорации, как было со «Спящей красавицей», и никто этим не занимался.

Проблема еще в том, что Владимир Урин – человек не музыкальный, он, конечно, руководил Театром Станиславского, но это планеты совершенно разного масштаба, Большой театр – это практически город внутри города. Оперой, кстати, руководит привезенная из Франции Людмила Таликова, я убежден, что она некомпетентна – над ней смеются вокалисты, и оркестр.

Плюс ни одна оперная постановка не обходится без приглашенных солистов – своих совершенно нет, даже шутка родилась: «Скоро уже на Няню из «Евгения Онегина» будут приглашать кого-то со стороны».

К сожалению, из удачных премьер ни одна не была работой Большого театра. Все это были так называемые кооперации – с нью-йоркской Метрополитен-опера, еще с кем-то. То есть то, что прошло там, забиралось сюда, покупалось на какой-то срок и выпускалось в России. Но собственного производства не было!

- Вы считаете, что Большой театр пребывает в кризисе. Если так – сколько лет продолжается кризис?

- Кризис начался – это мое личное мнение – когда еще при Ельцине убрали Леванталя, Григоровича и Лазарева, а вместо этого театр возглавил Владимир Васильев (он был худруком, а директором при нем был покойный Владимир Коконин). Уже тогда начался медленный закат Большого театра. А дальше Васильева заменили на человека из Петербурга, Анатолия Иксанова, он прекрасно руководил в свое время БДТ, но разницы между операми «Тоска» и «Богема» не понимал. Затем Иксанова сняли – а дальше все покатилось к пропасти.

По сведения «МК», одним из первых людей, на кого Гергиев будет опираться при управлении Большим театром, может стать Николай Цискаридзе, но эта информация пока не подтверждена.

Иван ВОЛОСЮК
«Московский комсомолец», 16 ноября 2023 г.