Группа депутатов Южной Осетии намерена добиваться отстранения Анатолия Бибилова от должности президента
Сегодня в Цхинвале произошло два события с абсолютно полярным политическим контекстом. Сначала Даниэля Ортегу со вступлением в должность президента Республики Никарагуа поздравил президент Южной Осетии Анатолий Бибилов, о чем сообщила его пресс-служба. А затем 14 депутатов югоосетинского парламента инициировали отрешение Бибилова от должности главы РЮО.
И это при том, что этой весной должны состояться выборы президента Республики Южная Осетия. Оппозиция все оформила документально и представила письмо с автографами подписантов в социальных сетях.
Можно спрогнозировать, что очередной антибибиловский демарш вряд ли будет иметь практические последствия, кроме негативного предвыборного фона для пока еще действующего главного должностного лица Юго-Осетии. Но с такой же долей вероятности можно утверждать и то, что на предстоящих выборах, если они будут проходить без избирательных участков во Владикавказе с вероятными массовыми фальсификациями, Бибилову ровным счетом ничего не светит. От слова «совсем».
Однако цепляться любой ценой и любыми способами за власть – фирменный стиль ряда персонажей, оказавшихся волею судьбы в высоких начальственных креслах. Так что градус противостояния, скорее всего, будет нарастать.
Публикуем письмо группы депутатов.
Председателю Парламента Республики Южная Осетия
А.С. Тадтаеву
20 июня 2018 года Парламентом Республики Южная Осетия было принято Постановление о создании Комиссии парламентского расследования по вопросам делимитации и демаркации Государственной границы Республики Южная Осетия с Грузией (далее – Парламентская Комиссия). Решение о создании Парламентской Комиссии было основано на неоднократных обращениях граждан к Президенту и Парламенту Республики Южная Осетия о необъективном выставлении постов пограничной службы КГБ РЮО по периметру границ Республики Южная Осетия с Грузией. Граждане жаловались на то, что их дома, земельные участки, а также территории на которых они издавна вели хозяйственную деятельность, остались вне пределов территории РЮО, и пограничная служба РЮО препятствует в осуществлении ими хозяйственной деятельности.
Вышеуказанной Парламентской Комиссией был подготовлен итоговый доклад, из выводов которого следовало, что предварительно намеченная линия прохождения Государственной границы РЮО с Грузией в районе населенного пункта Цнелис Знаурского района, а также в районе с. Синагур Дзауского района Комиссией по делимитации и демаркации Государственной границы Республики Южная Осетия с Грузией (далее Комиссия), определена неправильно. Указанная Комиссия в своей работе проигнорировала Декрет №2 всегрузинского центрального исполнительного комитета советов и совета народных комиссаров Социалистической Советской Республики Грузии «Об образовании Автономной Области Юго-Осетии» от 20 апреля 1922 года (Далее – Декрет №2), а также многочисленные архивные материалы с момента образования Юго-Осетинской Автономной области, которые однозначно свидетельствуют о необъективном проведении линии Государственной границы Республики Южная Осетия с Грузией в ущерб территориальным интересам Республики Южная Осетия. Итоговый доклад парламентской Комиссии был утвержден Постановлением Парламента Республики Южная Осетия 7 мая 2019 года и направлен Президенту Республики Южная Осетия и Правительству Республики Южная Осетия.
В нарушение пунктов 9, 12 статьи 25 Закона «О Комиссии парламентского расследования Парламента Республики Южная Осетия» Президентом и Правительством не были приняты меры по устранению причин возбуждения парламентского расследования. Не были предприняты шаги в целях обеспечения прав населения, и сохранности территорий Республики Южная Осетия.
По информации, поступавшей от местного населения, с апреля 2019 года грузинской стороной велись незаконные работы по прокладке автомобильной дороги и возведению военных оборонительных сооружений в окрестностях селения Цнелис, Знаурского района Республики Южная Осетия с явной целью захвата части территории Республики Южная Осетия.
Несмотря на обращения граждан и призывы депутатов Парламента Республики Южная Осетия о необходимости реакции на эти незаконные действия Грузии, Президентом и Правительством не были приняты законом предусмотренные меры.
24 августа 2019 года военизированными структурами Грузии на указанной территории установлено военное фортификационное сооружение, где были размещены военизированные формирования Грузии, которые водрузили над ним грузинский флаг.
В результате своих действий грузинская сторона захватила господствующую высоту на территории Республики Южная Осетия, поставив под угрозу жизни жителей, поставив под угрозу безопасность близлежащих населенных пунктов и установила «огневой» контроль над транспортными коммуникациями в регионе. В результате этого Республика Южная Осетия впервые после 2008 года допустила размещение грузинских вооруженных формирований на своей территории и потеряла фактический контроль над частью своих земель, богатых залежами мрамора, талька, серпентинита и т.д.
Действиям Грузии не была дана и соответствующая уголовно-правовая оценка, предусмотренная действующим на территории Республики Южная Осетия Уголовным Кодексом РФ. Хотя действия Грузии подпадают под квалификацию статьи 353 УК РФ – «Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны», прокуратура Республики Южная Осетия необоснованно квалифицировала действия Грузии статьей 322 УК РФ – «Незаконное пересечение Государственной границы».
28 августа 2019 года Президентом Республики Южная Осетия в Парламент Республики Южная Осетия в рамках законодательной инициативы был представлен в новой редакции проект Закона «О Государственной границе Республики Южная Осетия» с приложенной план-картой.
Комиссией по делимитации и демаркации Государственной границы Республики Южная Осетия с Грузией, образованной в соответствии с Указом Президента РЮО от 29.04.2021, было установлено, что вынесенный на рассмотрении сессии Парламента «проект» Закона «О Государственной границе Республики Южная Осетия» критически не соответствует данным Декрета №2 и отторгает от Республики Южная Осетия более 200 кв. км территорий государства!
Промежуточные итоги работы Комиссии по делимитации и демаркации Государственной границы Республики Южная Осетия с Грузией были направлены Президенту и Парламенту Республики Южная Осетия.
Однако, вопреки полученной информации, Президент на встречах с населением в Знаурском и Дзауском районах 22 и 23 декабря 2021 года соответственно, заявил, что согласно Декрету №2 грузинское село Чорчана находится в Южной Осетии, а осетинские сёла Гуджабар, Арцеу, Орчосан являются территорией Грузии. И по этой причине он не может руководствоваться Декретом об образовании Юго-Осетинской Автономной области при определении границ Республики Южная Осетия.
30 декабря 2021 года Президент повторил вышесказанное на сессии Парламента, дополнив, что Декрет об образовании Автономной области Юго-Осетии не имеет юридической силы в связи с тем, что был принят до образования СССР.
Президент не имел оснований для подобных заявлений, так как был ознакомлен с Итоговым докладом Комиссии парламентского расследования от 7 мая 2019 года, а также проектом Карты-План государственной границы Республики Южная Осетия, подготовленной Комиссией по делимитации и демаркации Государственной границы РЮО с Грузией, где ему были представлены исчерпывающие документальные и архивные доказательства нахождения вышеуказанных населенных пунктов и территорий в пределах границ бывшей Автономной области Юго-Осетии.
Заявления Президента относительно нелегитимности Декрета №2 об образовании Автономной области Юго-Осетии являются прямым действием, направленным против государственно-правовой безопасности и территориальной целостности Республики Южная Осетия. Ибо в соответствии с Постановлением Совета Народных депутатов Юго-Осетинской Автономной области ГССР от 20 сентября 1990 года и актом о провозглашении независимости Республики Южная Осетия от 29 мая 1992 года Республика Южная Осетия является правопреемницей Юго-Осетинской Автономной области ГССР. Исходя из этого Декрет №2 об образовании Автономной области Юго-Осетии является базисным нормативно-правовым актом, определяющим устои обоснования государственного суверенитета Республики Южная Осетия и его территориальные пределы.
Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в действиях Президента РЮО Бибилова А.И. содержатся признаки нарушения базовых норм Конституции РЮО, обеспечивающих его суверенитет и территориальную целостность. Согласно части второй статьи 47 Конституции РЮО
«Президент Республики Южная Осетия является гарантом Конституции Республики Южная Осетия, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Республики Южная Осетия порядке он принимает необходимые меры по охране суверенитета, безопасности и территориальной целостности Республики Южная Осетия».
Президент Бибилов не принял меры по обеспечению части 3 и 4 статьи 3 Конституции Республики Южная Осетия.
«Территория Республики Южная Осетия неприкосновенна и неотчуждаема. Защита суверенитета и территориальной целостности относятся к важнейшим функциям государства. Территория, статус и границы Республики Южная Осетия не могут быть изменены без согласия ее народа».
Президент нарушил принесенную им присягу согласно части 1. статьи 49. Конституции Республики Южная Осетия.
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Республики Южная Осетия уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Южная Осетия, защищать суверенитет и независимость, безопасность и территориальную целостность Республики Южная Осетия, верно служить народу».
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьей 72 Конституции Республики Южная Осетия и главы 25 регламента Парламента Республики Южная Осетия вносим на рассмотрение Парламента Республики Южная Осетия вопрос об отрешении от должности Президента Республики Южная Осетия Бибилова А.И.
Депутаты Парламента Республики Южная Осетия
1. Медоев Дзамбулат Ростикович
2. Валиев Ибрагим Хазбиевич
3. Санакоев Давид Георгиевич
4. Бесаева Зита Григорьевна
5. Сланов Иван Казбекович
6. Дриаев Заза Нодарович
7. Гаглоев Алан Ирбегович
8. Квезеров Арсен Асланович
9. Алборов Алан Юрьевич
10. Дьяконов Амиран Евгенович
11. Тедеев Артур Акакиевич
12. Мулдаров Гарри Витальевич
13. Плиев Александр Михайлович
14. Остаев Роберт Георгиевич