Осетия Квайса



Листая старые подшивки. В Осетинский театр – всем селом

Сегодня о таком можно только мечтать. А 50 лет назад приезд во Владикавказ на спектакль Осетинского театра всем селом, хотя и было заметным событием, но совсем не удивительным.

Потому что национальный театр был неотъемлемой частью жизни всего народа, а не только ценителей Мельпомены. Каждого артиста знала практически вся республика, а имена любимцев произносились с особым почитанием.

И пусть спектакли тех далеких лет были подчинены устоявшимся идеологическим данностям, а с их содержанием не только в деталях и частностях, но и в своей основе с точки зрения современных исторических знаний можно поспорить. Все равно они проникали в ткань общества, а сила режиссерского дарования и мастерства артистов делала театр народным искусством.   

Герой спектакля – их земляк

Прохожие с удивлением смотрели на колонну машин, которая двигалась по улицам нашего города. Из открытых окон автобусов вырывались звуки гармошки, песни. На красном кумаче транспарантов, прикрепленных к бортам машин, выведено броскими буквами: «Молодые зильгинцы гордятся именем Хаджи-Мурата Дзарахохова», «Зильгинцы умеют хорошо трудиться и культурно отдыхать»…

В этот воскресный день свой отдых зильгинцы решили провести в городе Орджоникидзе. Правление колхоза и партийная организация сделали большой подарок труженикам сельского хозяйства, интеллигенции и школьникам села, закупив 800 билетов в Северо-Осетинский музыкально-драматический театр.

А на площади, у самого здания театра, славных гостей уже ждут хозяева. До начала осталось несколько минут, но молодежь собралась в кружок, и вот взвилась мелодия танца, пошли по кругу девушка и молодой стройный парень.

Прозвенел третий звонок, заняты все места от партера до балкона.

От имени творческого коллектива театра гостей приветствует главный режиссер театра заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР Г.Д.Хугаев.

– От всего сердца говорим мы вам «здравствуйте». Сегодня мы волнуемся вдвойне. Во-первых, потому, что принимаем у себя тружеников одного из передовых колхозов. Вы славно трудитесь. А тот, кто хорошо работает, требовательнее относится и к работе других. Во-вторых, мы волнуемся потому, что в зале сидят люди, хорошо знавшие человека, о котором мы сейчас вам расскажем со сцены.

У осетинского народа есть много любимых героев. Один из них – ваш земляк, односельчанин Хаджи-Мурат Дзарахохов. Много о нем было написано книг, о нем поют песни, но пьеса о жизни героя Севера написана впервые. Насколько нам удалась эта работа – вам судить.

На авансцену выходят действующие лица спектакля. И неожиданно разом вспыхнули бурные аплодисменты, раздались возгласы удивления. Через весь зал, в серой черкеске и черной бурке, высоко подняв голову, быстрыми шагами проходит Хаджи-Мурат Дзарахохов.

Идет спектакль. На сцене разворачиваются эпизоды интересной жизни человека, который, не колеблясь, стал на сторону революции и был предан этому делу до конца своей жизни.

Отзвучали последние слова, вспыхнул в зале свет, и на сцену поднялись зильгинцы. Обращаясь к артистам, одна из старейших колхозниц Зильги Л.Карсанова, говорит:

– Друзья дорогие, здесь в зале сидят люди из села, в котором воспитывался Хаджи-Мурат. Он боролся за то, чтоб нам жилось радостно, интересно. И за то, чтоб мы, жители села, сидели в этом дворце искусств, тоже воевал наш земляк. Мы от всей души говорим вам спасибо за вашу работу. Всем вам здоровья большого, счастья.

От имени тружеников села зельгинцы преподносят подарки создателям этого волнующего спектакля.

K заслуженному артисту РСФСР K.Сланову – исполнителю роли Хаджи-Мурата – подходит молодой парень, что-то говорит ему тихо, актер, неожиданно обнимает его. Это внук героя гражданской войны – M.Дзарахохов. Спрашиваю его о впечатлении от спектакля.

– Мне он очень понравился. Играют все великолепно, но Сланов потряс меня. Мне казалось, что я вижу живым своего деда. И походка его, и жесты, и даже взгляд – быстрый, проницательный. Только вот дед никогда не выпускал из рук трубку, Сланов курит папиросы.

– И еще одну деталь я подметил, вступает в разговор председатель сельсовета Б.Козырев, Сланов-Хаджи-Мурат, читая газету, склоняет голову на плечо. Дзарахохов этого никогда не делал. А во всем остальном Сланов показал живого Хаджи-Мурата.

А зильгинцы, окружив К.Сланова, спрашивают, был ли он знаком с героем, как работал над ролью.

– Видел Хаджи-Мурата я только один раз, и то мельком, отвечает артист. – Но, работая над ролью, перечитал все написанное о нем, познакомился со многими людьми, знавшими вашего земляка.

Опустел театр. От подъезда одна за другой отправляются с песнями, музыкой машины. Зильгинцы возвращаются домой. И еще раз мелькают красные транспаранты, на одном из которых написано: «Прославим в труде имя X.Дзарахохова». И верится, что колхозники селения Зильги сдержат свое слово.

Борис ГУРИЕВ
«Социалистическая Осетия», 9 апреля 1968 г.

На снимке: колонна машин подъезжает к зданию театра. Фото Г.Казиева