Листая старые подшивки. Женщины Осетии – Земфира ГАЛАЗОВА
Популярная актриса театра и кино, народная артистка Северной Осетии Земфира ГАЛАЗОВА на протяжении многих лет верой и правдой служила сцене и кинематографу. В кино она известна по фильмам «Так рождается песня», «Легенда горы Тбау», «Загадка кубачинского браслета», «И оглянулся путник», «Ласточки прилетели» и др.
А в Осетинском театре к моменту завершения карьеры сыграла более 60 ролей, заслужив признание благодарных зрителей. Но особняком всегда стоит первый большой успех, который у Галазовой, что бывает далеко не всегда у актерской братии, пришелся на дебютную роль.
Уже тогда о ней написал будущий народный артист СССР Николай Саламов, увидев в девушке хорошее сценическое будущее. И оказался прав.
Дебют молодой артистки
На сцене осетинского государственного драматического театра идет новый спектакль по пьесе кабардинского драматурга A.Шартанова «Хадзы-гуасса».
…Открывается занавес. В дверях девушка, покрытая теплым платком, в телогрейке и больших стоптанных сапогах. Это – дочь Хангуассы – Фатьма, трактористка колхоза. Вместе с другими комсомольцами собралась она на целинные земли. Но властная, сварливая мать вернула ее с вокзала.
– Сними сапоги! – строго приказывает она.
– На! – в тон отвечает Фатьма и бросает ей сапог, потом другой.
– И телогрейку!
– На!
– Платок!
– На!
Сказаны только первые короткие фразы, но в зрительном зале уже заинтересовались:
– Что за артистка?
Да, пока ее мало кто знает. Земфира Галазова всего два года назад окончила Гизельскую среднюю школу и поступила во вспомогательный актерский состав Осетинского театра. Выступала в массовых сценах и сыграла две эпизодические роли – Азау в «Матери сирот» и Минат в спектакле «Перед грозой».
И хотя играла она неплохо, у режиссера были основания сомневаться сумеет ли Галазова сыграть такую сложную роль, как Фатьма. Но М. Цаликов, всегда уделяющий большое внимание молодым актерам, и на этот раз решил испытать способности начинающей артистки. Он не ошибся.
Земфира, направляемая умелой режиссерской рукой, с помощью товарищей упорно работала над образом юной обаятельной девушки – комсомолки Фатьмы. И она сумела покорить зрителя, правда, не столько мастерством исполнения, сколько молодым задором и непосредственностью.
Легкая, стройная, с красивым открытым лицом бойкими глазами, врывается она комнату. Ее мать, стоя на коленях, молится «всемогущему аллаху». Фатьма-Галазова, с горькой иронией посмотрев на мать, как ни в чем небывало, громко стуча каблуками, проходит в другую комнату.
Такой детали в пьесе нет. Она введена режиссером, чтобы ярче подчеркнуть отношение дочери к религиозным предрассудкам матери.
Или другая сцена: Фатьма узнает, что у брата родилась дочь. Ее лицо озаряется счастливой улыбкой. Градом поцелуев осыпает она брата, а затем, от избытка чувств, пускается в пляс. Но недолгой была ее радость. Фатьма видит, что брат по требованию матери расстается с женой.
– Ну, братец, ты уж начинаешь зарываться? – наивно и вместе с тем строго спрашивает она, подойдя к фотографии брата.
Ей ясно, что во всем виновата мать и что «открытым боем тут не возьмешь». Словно кошка, она ласкается к матери.
– Ты же у нас добрая‚ – говорит она, – почему Наташу не взлюбила?
Однако Фатьма просчиталась: мать неумолима. И тогда Фатьма вступает в открытый бой. Она выхватывает гадальные карты у матери и со злостью бросает их на пол, срывает со стены ковер, подаренный матери новой избранницей для брата, и грозит сбежать из дому.
От одной сцены к другой молодая актриса раскрывает различные оттенки характера своей героини.
В игре Земфиры Галазовой примечательно и то, что ее Фатьма со всей страстностью молодой души любит жизнь. Она думает о больших серьезных делах, хочет идти рука об руку со своими друзьями-комсомольцами, уехавшими на целинные земли. И когда она говорит: «Я люблю степную ширь», ее глаза горят вдохновенным огнем, она как-то подтягивается, выпрямляется, и перед нами уже не резвая, озорная девочка, a серьезная, прекрасная в своей строгости, взрослая девушка.
Удачно раскрывает артистка мир светлых стремлений и надежд волевой девушки из кабардинского села, принося на сцену атмосферу юности, молодого задора и энергии, передавая чистоту и искренность первой любви.
И пусть несовершенна еще актерская техника, пусть отсутствие опыта не позволили актрисе во всей полноте раскрыть образ Фатьмы, все же первый шаг актрисы весьма удачен. Можно с уверенностью сказать, что у Галазовой обнаружились хорошие актерские данные – искренность, обаяние и поэтичность.
Впереди главное – упорно работать, с каждой новой ролью добиваться мастерства.
Н.САЛАМОВ, заслуженный артист Северо-Осетинской АССР
«Социалистическая Осетия», 23 марта 1958 г.