«Ленин умер, но идеи его побеждают в делах…»
Именно так формулировалась роль вождя мировой революции в Советском Союзе. И Северная Осетия активно встраивалась в пропагандистский хор голосов.
65 лет назад, 21 января 1954 года, в Дзауджикау (Владикавказе) в городском театре состоялось торжественно-траурное заседание партийных, советских и общественных организаций, посвященное 30-й годовщине со дня смерти В.И.Ленина.
С докладом перед собравшимися выступил второй секретарь Северо-Осетинского обкома КПСС Михаил Севостьянов, направленный за два года до этого в город на Тереке в качестве идеологически зоркого ока Москвы. Возможно, секретные донесения уроженца глухой деревушки на Рязанщине тоже способствовали тому, что на самом партийном верху пришли к необходимости кадрового обновления в Северной Осетии, в результате чего в ноябре 1953-го лишился поста первого секретаря обкома партии казавшийся всемогущим Кубади Кулов.
Теперь с главной трибуны вещал Севастьянов. И начал с великой утраты, которую в 1924 году понесли трудящиеся всего мира.
«Ленин умер, но идеи его живут и побеждают в делах славной Коммунистической партии, всего советского народа», – с пафосом утверждал докладчик под бурные и продолжительные аплодисменты зала, которые в таких случаях тогда и были единственно уместными.
Далее второй секретарь долго говорил о том, какие великие успехи достигнуты под руководством Коммунистической партии Советского Союза, о торжестве ленинско-сталинской национальной политики, благодаря которой Северная Осетия из отсталой окраины царской России превратилась в цветущую автономную республику СССР.
«Под непобедимым знаменем Ленина-Сталина – вперед, к победе коммунизма», – завершил оратор свою речь призывом, знакомым каждому советскому человеку.
Но это звучала инерция многолетнего обязательного почитания-поклонения: уже скоро имя Сталина из ленинского исторического контекста будет надолго вычеркнуто.
А тогда, в 1954-м, все сложившиеся стереотипы и партийно-государственные клятвы еще казались незыблемыми. И, не в последнюю очередь, поэтому собрание завершилось революционным спектаклем: коллектив Русского театра продемонстрировал в этот скорбный вечер пьесу Всеволода Иванова «Бронепоезд 14-69».
Игорь ДЗАНТИЕВ