«Сколько их – оттенков у гармонии?..»
…Сибирские снега, таежные увалы, кружевные зеленые перелески – и коронованные хрустальными венцами ледников горные вершины Северного Кавказа, его бурные реки, густая щедрая синь его небес, бело-розовое весеннее буйство его цветущих садов… На первый взгляд, трудно найти два столь разных и столь непохожих друг на друга уголка на географической карте большой России, которые разделены на ней «по линейке» тысячами километров – и не одним часовым поясом. Но в судьбе владикавказского художника Ивана НИКОЛАЕНКО они сошлись, так в свое время выпало, накрепко и неразрывно: Новосибирская область, откуда он родом – и Северная Осетия, ставшая его второй родиной. И в человеческой судьбе, и в творческой.
Уроженец сибирского села с ласковым названием Лотошино, Иван Илларионович – из поколения, которое сегодня называют поколением детей войны. Отец его погиб на фронте в 1943-м – маленькому Ване тогда было три года. Растила и поднимала сына на ноги мама, скромная колхозница. А к карандашам и краскам мальчишку потянуло очень рано. Сам Иван Илларионович так вспоминает об этом: «Увлекся рисованием классе в третьем – и до сих пор этим живу. Живу желанием передать в живописи свое восхищение земной красотой, свои переживания, выразить себя, свои мысли и чувства…»
Когда одаренный юноша, талант которого не остался незамеченным ни его одноклассниками, ни педагогами, окончил среднюю школу в родном селе, его, сразу же после того, как он получил аттестат зрелости, пригласили поработать в ней преподавателем рисования. Предложение, говорящее о многом – и очень красноречиво говорящее… А потом была учеба в Красноярском госпединституте, на художественно-графическом факультете. И, в 1966 году, через год после его окончания – переезд в Северную Осетию. В город Владикавказ, тогда еще Орджоникидзе. Где Иван Николаенко живет и работает вот уже без малого полвека.
Когда его спрашивают, кем он сам больше себя ощущает «по жизни» – живописцем, графиком, художником-дизайнером или педагогом, Иван Илларионович улыбается: «А как здесь отделить одно от другого?». За его плечами – работа художником в Русском театре, в мастерских Северо-Осетинского худфонда, многолетняя преподавательская работа, тесно и очень деятельно сопряженная с творческой: на художественно-графическом отделении Оспедучилища, в ДХШ им. С. Тавасиева, во Владикавказском институте моды, в СОГПИ… А еще он немало энергии, вдохновения и сил отдает работе научно-методической. Много печатается в профессиональных журналах Северного Кавказа. В 2013 году был удостоен звания «Почетный работник образования РФ»…
А как художник, это мастер удивительно теплый и тонкий. И – всматривающийся в мир зорко и пытливо, не уставая восхищаться его многоликостью и живой прелестью. Иван Николаенко – участник практически всех крупных республиканских художественных выставок и зональных выставок Юга России. Не однажды выставлялись его работы в Москве: он – член Союза дизайнеров г. Москвы. Участвовал Иван Илларионович также в уникальном международном издательском проекте «Российское искусство-2012», о котором в свое время писала и «СО» и который был посвящен знаковой «круглой дате» в истории российско-американских отношений – 200-летию основания русскими колонистами в Калифорнии знаменитого Форта Росс… А коллеги по кисти отзываются о нем единодушно, в унисон – и с огромной теплотой: «Человек, всей душой влюбленный в свое дело, очень светлый – и очень скромный». Скромный настолько, что за почти полвека, которые он уже отдал своей профессии, так и не вступил в ряды Союза художников России…
Через месяц, 13 мая, Иван Николаенко отметит 75-летие. И «навстречу» этой дате и открылась 14 апреля в Национальной научной библиотеке РСО–А юбилейная персональная выставка его живописи и графики. Под названием простым и звонким: «Гармония». Большая, яркая, интересная, участниками и гостями церемонии открытия которой стали друзья мастера по «творческому цеху» – представители актива республиканского Союза художников, его ученики и многочисленные владикавказские поклонники Прекрасного. А еще – гость из Новокузнецка, двоюродный брат Ивана Илларионовича Михаил Горячкин. И – сын Ивана Николаенко, Олег. Оба тоже связали свою судьбу с искусством: Олег, продолжатель творческой династии «сибирско-осетинских» художников Николаенко – например, и сам замечательный акварелист. И из уст обоих прозвучало в этот вечер немало очень теплых и благодарно-искренних слов о том, что именно он, отец и брат, в свое время помог им выбрать «тропинку в профессию» – и стал для них в постижении ее азов первым наставником. Добрым, внимательным и терпеливым. А Михаил Горячкин не менее тепло подчеркнул: «Здесь, на земле Осетии, талант Ивана заиграл новыми красками – и «зазвучал» по-новому…»
– Персональная выставка на счету Ивана Николаенко до этого была всего одна. Что тоже – живое свидетельство, насколько это удивительно скромный человек… И тем интереснее, думается, будет многим открыть его для себя как художника. «Негромкого» художника, «нешумного», может быть, где-то даже камерного – но не обходящего в своем творчестве стороной и острую социальную проблематику. Он – замечательный мастер натюрморта, тонкий романтик в пейзаже, талантливый портретист… А в своих графических работах, которых здесь, на выставке, тоже немало – художник, очень неравнодушный к тому, что сегодня волнует и тревожит общество, – подчеркнула, в свою очередь, ведущая церемонии открытия выставки, искусствовед Зара Газданова. – В них много аллегорий, гротеска, может быть, даже некоторой гиперболизации – но все очень понятно, и все остро…
…Натюрморты, на которых сплетаются то в сдержанно-строгие, лаконично-изящные, то в ликующе праздничные узоры розы и астры, полевые цветы и золотые подсолнухи, фрукты и морские раковины, бокалы вина и стручки красного перца, початки кукурузы и турьи рога. И названия у них – тоже, как на подбор, очень изысканные и полные любования красотой бытия: «Торжественный натюрморт», «Праздничный натюрморт», «Отражение», «Таинство жизни», «Осенний букет», «Лето»… Горные и морские пейзажи, сочные и красочные – и прозрачная нежность пейзажей, на которых кисть художника запечатлела северную русскую и сибирскую природу. Графические листы, полные философски заостренных, зачастую – тревожных и горьких размышлений о том, как преломляются в нашей жизни сегодня такие вечные понятия, как добро и зло, корысть и бескорыстие, милосердие и бездушие: «Дележ», «Пророк», «Идеалы», «Предчувствие»… Каждый посетитель этой выставки отыщет здесь для себя что-то «свое». Близкое, заветное, созвучное струнам собственной души… «Есть такое, очень расхожее сейчас понятие: «аура». У Ивана Николаенко и его работ она – удивительная. Добрая, чистая, притягивающая», – с этими словами заслуженного художника России Михаила Дзбоева, тоже прозвучавшими на открытии выставки, нельзя не согласиться.
– Я очень рад, что моя выставка открылась в таком прекрасном зале. Знаете, я даже как-то по-особому увидел теперь свои работы: когда они в мастерской у тебя стопкой лежат – это одно, а когда вот так в них словно заново вглядываешься – это уже совсем другое дело, – с улыбкой признался сам Иван Илларионович. – Большое спасибо организатору этой выставки – Национальной научной библиотеке! И спасибо большое всем, кто нашел время и отложил свои дела, чтобы сюда прийти… А что такое для меня искусство? Это – как любовь, первая и на всю жизнь. И это – вся жизнь…
Е.ТОЛОКОННИКОВА
«Северная Осетия», 17.04.2015