Накрылись белым снегом
// Осетинские студенты предложили сэкономить на лавинозащите
Пятикурсники и аспиранты Северо-Кавказского государственного горно-металлургического института (СКГМИ) завоевали на конкурсе молодых ученых «Умник» грант в 400 тысяч рублей на разработку лавинозащитных сооружений. Сегодня единственной панацеей от регулярно обрушивающихся на Транскавказскую магистраль тонн снега являются дорогостоящие галереи.
Стоимость одного метра лавинозащитного сооружения, спроектированного студентами, составляет около 100 тысяч рублей, а используемых на практике галерей с насыпью – 400-450 тысяч.
Над проектом молодые изобретатели работали почти четыре года. Студенческую группу возглавляет Руслан Кортиев. Научным руководителем является старший преподаватель кафедры безопасности дорожного движения СКГМИ Алан Кортиев. Он сам когда-то работал на Транскаме и видел, как люди попадают под лавины – в среднем четыре-пять человек в год.
По его словам, много лет назад, когда Транскам только начинали строить, было смонтировано несколько дорогостоящих инженерных сооружений, но из-за несовершенства конструкций они быстро разрушились. Затем в 1986-1990 годах планировали возвести новые галереи для защиты от обвалов, но они так и не появились. Современные сооружения стали строить во время последней реконструкции Рокского тоннеля.
Молодые изобретатели предложили свои варианты решения вопроса с применением инновационных технологий – сделать устройство с подогревом или легкую металлическую конструкцию. Оба сооружения полностью механизированы, сроки их эксплуатации на десятки лет больше, чем ныне существующих. При этом, как уже отмечалось, они стоят в несколько раз дешевле.
- К плюсам также можно отнести простоту их возведения. В обоих случаях полностью исключена необходимость строительства трудоемкой галереи с монтажом тяжелых железобетонных конструкций. Это и техническое, и экологическое преимущество, – рассказывает Кортиев. – Мы будем продолжать экспериментальные исследования. Пока запатентованное сооружение применимо лишь к одному положению склона. Для разных углов наклона необходимо разработать свою конструкцию.
Выигранный грант молодые ученые планируют потратить на испытания своих разработок. До этого они велись исключительно на энтузиазме. Сетуют разработчики и на то, что заинтересованные структуры относятся с холодком к предложенным новшествам.
- Ведомствам и министерствам, занимающимся строительством и содержанием дорог к горно-рекреационным комплексам Северного Кавказа – Архызу, Приэльбрусью, Мамисону, – было предложено внедрить конструкции, снижающие стоимость защиты лавиноопасного участка в три раза. Но ни филиал Упрдор «Кавказ», располагающийся в Пятигорске, ни комитет дорожного хозяйства Северной Осетии предложением не заинтересовались. Есть еще одна сторона – Республика Южная Осетия. Транскавказская магистраль – единственная дорога, соединяющая ее с Россией. Наш проект на одном из лавиноопасных участков Транскама разрабатывался по заказу председателя правительства РЮО, но работы по сей день не оплачены, – рассказал руководитель проекта.
С просьбой рассмотреть возможность внедрения новшества ученые обратились к заместителю председателя правительства РФ Александру Хлопонину, направившему, в свою очередь, это предложение в МЧС, минтранс и соответствующие структуры Южной Осетии. Однако решение вопроса так и не сдвинулось с мертвой точки.
Комментарий
Николай ПЕСЬЯКОВ, руководитель пресс-службы филиала ФКУ Упрдор «Кавказ» в Северной Осетии:
- Специалисты, обслуживающие Транскам, пока не могут себе представить, как небольшие лавинные сооружения, установленные вдоль дороги, могут быть эффективными. Даже в нынешнюю бесснежную зиму объем обрушившихся на Транскавказскую магистраль лавин составил около 170 тысяч кубометров. На всем Транскаме имеется примерно 500 лавиноопасных участков, из них 150 сходят на семикилометровом отрезке – от Чертова моста до Рокского тоннеля. А есть еще «прыгающие» лавины, которые, несясь с гор с огромной скоростью, обрушиваются в ущелье, и потом вся эта толща снега взлетает вверх на высоту трех-пятиэтажного дома и накрывает дорогу. От таких стихийных бедствий нет защиты, кроме сооружения тоннелей и противолавинных галерей, которые действительно избавляют людей от опасности.
К примеру, в декабре сданы новые тоннель и галерея на самом сложном участке протяженностью 700 метров – вот они действительно защитили дорогу почти от 20 лавин. Теперь снег с крыши тоннеля скатывается в пропасть. Участок стал безопасным. Как будет работать новое изобретение – трудно представить, к тому же я не слышал об испытаниях новой разработки.
Кроме того, в горах очень большие расстояния, и в связи с этим возникает вопрос: как обеспечивать новые противолавинные сооружения энергией, чтобы их подогреть? Впрочем, если ученые ищут способы повышения безопасности дорог, мы можем только приветствовать работу в данном направлении.
Добавлю, что все новшества поступают к нам только от специалистов. Все расчеты эффективности защиты дорог проходят тщательную перепроверку и только потом становятся частью проекта.
Светлана ЕМЕЛЬЯНОВА
«Российская газета», 10.03.2015