История, которую мы теряем
В прошлогоднем номере журнала «100 наций», который издается в Ростове-на-Дону, была опубликована статья Александра ЛИПКОВИЧА «Культурные ландшафты: памятники истории, пейзажи или ненужные руины?»
«17 марта 2014 г. в Общественной палате Российской Федерации прошло заседание «круглого стола» «Нормативно-правовое обеспечение сохранения культурных ландшафтов на особо охраняемых природных территориях и в музеях-заповедниках», – пишет автор этой статьи. – В предварительном списке были заявлены около 80 участников из разных регионов России. В действительности на заседании присутствовали около половины заявленных участников. К сожалению, как и два года назад, не было ни одного представителя Кавказа… Участники живо обсуждали проблемы сохранения культурного и природного наследия, именуемого культурным ландшафтом. В некоторых выступлениях чувствовались боль и безысходность. Ведь многие памятники разрушаются, исторические ландшафты застраиваются дачами состоятельных россиян, в культурные приоритеты которых такие «пустяки» явно не входят».
В прошлом году Александру Липковичу довелось в очередной раз проехать и по историческим местам Северной Осетии. То, что предстало перед его глазами, вызвало у него, по его собственному признанию, только горечь и удивление.
«Юг России и особенно Кавказ необычайно богаты яркими культурными ландшафтами, наполненными тысячами памятников архитектуры и истории. Если спросить любого жителя национальной горной республики, как он относится, например, к родовым башням или старинным храмам, собеседник, как правило, примет осанистую позу и скажет, что это – память предков и предмет национальной гордости. Так оно и есть. Но то, что предмет национальной гордости нужно достойно содержать, пока приходит в голову немногим», – констатирует он.
И в качестве показательного примера приводит селение Нар – родину великого сына осетинского народа Коста Хетагурова, высказывая острую озабоченность состоянием его старинных построек и фамильных башен, которые фактически «стоят в руинах».
Упоминает Александр Липкович в своем материале и о разваливающихся башнях в селениях Слас и Уаласых. Следует отметить, что башни в развалинах селения Уаласых, по преданию, принадлежали двоим братьям – Тага и Курта, которые стали родоначальниками Тагаурского и Куртатинского обществ. Об этом экскурсоводы часто рассказывают экскурсантам, приезжающим сюда из различных регионов России.
Кстати, мало кто знает, что именно здесь снимались отдельные фрагменты художественного фильма «Десантура», одну из главных ролей в котором сыграл наш земляк, известный актер Егор Бероев. Съемочная группа, работавшая над этой картиной, искренне восхищалась уникальной «натурой», на фоне которой разворачивались происходившие в фильме события. Но фильм этот с успехом прошел по экранам страны, а вот башни… все больше и больше разваливаются.
Александр Липкович, лично знакомый с другим нашим именитым земляком, актером, каскадером и цирковым наездником Мухтарбеком Кантемировым, предлагает в своей статье восстановить в нашей республике родовую башню «тех самых джигитов Кантемировых, которые прославили Осетию на весь мир». И появление его статьи – еще одно подтверждение: состояние историко-культурного наследия, завещанного нам нашими предками, на сегодняшний день таково, что не просто требует самого серьезного к себе внимания. На то, что большинство этих памятников старины позабыто-позаброшено потомками, ветшает и разрушается, и мы, потомки, можем их утратить навсегда, нам справедливо указывают уже и гости Осетии. Что нас, понятно, не красит.
В нашей республике много архитектурных памятников эпохи Средневековья. Но отношение к ним, мягко говоря, неподобающее. С одной стороны, за редкими исключениями, не проводятся укрепление и реставрация памятников, находящихся в аварийном состоянии. С другой – вплотную к архитектурным памятникам возводятся новые строения, которые выглядят откровенно несуразно и портят облик наших уникальных историко-культурных ландшафтов.
Не успело начаться строительство высокогорного лыжного комплекса «Мамисон», как уже на его будущей территории началась стихийная застройка. В одном из лучших средневековых комплексов Северной Осетии – селении Лисри – к средневековым башням начали пристраивать современные «шедевры» архитектуры. Подобные пристройки появились и в селении Згил, что запечатлел во всей «красе» и фотообъектив автора этих строк.
Военно-Грузинская дорога давно привлекала к себе внимание живописцев, поэтов, мастеров художественной фотографии. На многих фотоснимках, открытках и полотнах известных русских художников конца XIX – начала XX веков есть изображение знаменитой башни Дударовых, которая возвышалась когда-то над этой дорогой. К примеру, на картине художника Б.Подбельского «Селение Ларс» (конец XIX века). Теперь на ее месте осталась только часть кладки.
Другая известная средневековая башня легендарного Есе Канукова в селении Донифарс развалилась сравнительно недавно. Постепенно разрушаются уникальные архитектурные комплексы в селениях Галиат и Ханаз (Дигорское ущелье). И таких примеров, к сожалению, достаточно много.
В своей статье А. Липкович приходит к неутешительному выводу: «При сохранении существующего положения через непродолжительное время многие памятники старины будут утрачены. Ведь сохранение национального пейзажа – задача не «сильных фамилий», а всей нации».
И, читая его статьи, полностью разделяешь точку зрения этого автора: «Сегодня даже в регионах, традиционно освоенных массовым туризмом, где из существования культурного ландшафта с его архитектурными памятниками извлекается реальная прибыль, нет понимания необходимости его сохранения и поддержания».
… Горькие, но справедливые слова. А потому необходимо в ближайшее время на правительственном уровне начать, наконец, решать вопрос о защите и сохранении древних архитектурных комплексов Северной Осетии. И перейти здесь от слов, пусть и красивых, и правильных, к делу. Иначе мы можем непоправимо опоздать…
Руслан ТАВАСИЕВ, заслуженный спасатель РСО–А и РФ
«Северная Осетия», 04.03.2015