Осетия Квайса



Еще не поздно!

// О храме Александра Невского во Владикавказе

Три года назад (07.01.2012) в столице Северной Осетии был торжественно заложен камень в основание храма Александра Невского, а в 2014 году намечалось храм открыть. По неизвестным мне причинам этого не случилось. Но в декабре прошлого года работы на площадке начались.

Все затраты на проектирование и возведение храма взяла на себя Уральская горно-металлургическая компания — «УГМК-Холдинг» (завод «Электроцинк» — элемент их структуры). Я заглянул в Интернет и могу ответственно заявить: это мощная, успешная компания с годовым оборотом в миллиарды долларов. Приятно отметить, что, кроме основной деятельности, холдинг уделяет большое внимание и тратит огромные средства на благотворительность, а ее генеральный директор Андрей Козицын — член Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и сопредседатель Попечительского совета программы «Александр Невский».

Храм во Владикавказе — часть грандиозной программы по увековечиванию имени Александра Невского, 800-летие которого будет отмечаться в 2020 году. По этой программе уже построены три храма: в Балтийске, на Сахалине и в Архангельской области. Вместе с нашим (четвертым) они должны образовать символический крест, оберегающий святую российскую землю. Особенность нашего храма в том, что в нем уделено внимание не только самому князю, но и святому Георгию Победоносцу, а также (что нам очень приятно) бабушке Александра Невского — Марии Ясыне — аланской княжне, ставшей святой русской княгиней.

Итак, возведение величественного храма во Владикавказе — бескорыстный подарок городу и всей Осетии. И все жители республики бесконечно благодарны за это работникам «УГМК-Холдинг». Однако, к большому сожалению, приходится признать, что сам проект храма вызывает серьезные нарекания. Организация, разработавшая его, с задачей не справилась.

Православный храм или церковь в переводе с греческого означают «дом Господа». Поэтому в нем создаются все условия для совершения богослужений и религиозных обрядов. Понятно, что здание, в котором совершаются эти обряды, — главный элемент ансамбля храма или церкви. Это важно подчеркнуть. Что же касается колокольни, то она — дополнительный элемент. Это тоже нужно подчеркнуть. Скажу больше, в православных церквях последнего времени колокольня вообще редкость. Если она и появляется, то лишь по прихоти архитектора, как экзотическая изюминка. Функциональную нагрузку она не несет.

А что мы видим здесь? Что прежде всего бросается в глаза? Гигантская, почти 80-метровая колокольня, подавившая все остальное (см. фото макета).

Пытаясь понять, зачем понадобилась городу эта громадина, я обратился к СМИ. Многие из них радостно сообщили: «Храм Александра Невского станет самым высоким сооружением Владикавказа!» Вот ведь где собака зарыта! Оказывается, это нужно было проектировщикам. Им почему-то захотелось получить рекордную высоту!

Спешу поправить журналистов, отметивших это сомнительное достижение: рекордную высоту имеет только колокольня, сам же храм сравнительно невысокий и напоминает сельскую церквушку прошлых веков. Добавлю, что, следуя такой логике, отныне можно будет любой завод, который обзавелся, например, дымовой трубой, величать не иначе как «самым высоким сооружением города или всей республики»!

Башня колокольни удивляет и кубатурой. Трудно представить, чем может быть заполнен ее раздутый объем. С другой стороны, если кому-то захотелось иметь такую громадину, следовало подумать о гармоничном включении ее в общий ансамбль. Например, сделать ее более изящной, а главное, здание храма и все пристройки, наоборот, собрать в единый объем и решить монументально (а не так мелко и дробно, как это сделано сейчас).

Нелишним будет напомнить проектировщикам, что всякое творение зодчего, тем более такой величественный храм, должно иметь соответствующий архитектурный образ. Глядя на него, мы должны будем понимать, что это культовый объект, «дом Господа». Здесь же этого нет. Скорее, возникнет мысль, что это маяк для моряков или водонапорная башня, или, хуже того, пожарное депо из недавнего прошлого, в башне-каланче которого сушили пожарные шланги.

Не могу не сказать о еще одном упущении проектировщиков — не учтены условия восприятия объекта. Поскольку храм будет стоять в свободном пространстве и на возвышении, он чаще всего будет обозреваться издалека. Поэтому качество силуэта, его выразительность будут иметь решающее значение. А о каком продуманном силуэте можно здесь говорить?!

Не менее удручает и стиль, в котором задуман храм. Ну что это за архитектура? Что это за пластика фасадов? Что за нагромождение объемов? А на дворе XXI век!

Сегодня и архитекторы, и служители церкви задумываются над новыми образами храмов. Изменились ведь эстетические взгляды общества, появились новые технические и инженерные возможности. Не случайно в конце 2013 года в Москве прошел конкурс «Современное архитектурное решение образа православного храма», организованный Союзом архитекторов России и Союзом благотворительных организаций России при поддержке Московского патриархата Русской православной церкви.

Вот несколько конкурсных работ, отмеченных жюри. Они дают возможность почувствовать веяние времени.

Заканчивая разбор «достоинств» проекта храма во Владикавказе, предлагаю взглянуть на проблему совсем с другой стороны. Реализация столь крупного амбициозного объекта обойдется «УГМК-Холдинг» не в один миллион долларов. На мой взгляд, нужно предложить руководству уважаемой компании подумать об эффективности таких затрат. Разве нельзя за эти деньги получить истинное произведение архитектуры, несущее людям свет и радость, отвечающее их духовным и эстетическим чувствам? Уверен, что можно! А время до 800-летия Александра Невского еще есть.

Для меня осталось загадкой, почему ни республиканские, ни городские власти, ни члены различных комиссий и советов, рассматривавших проект храма, не ужаснулись увиденным? Возможно, виной тому свойственная нам тактичность, интеллигентность, нежелание критиковать благородных дарителей. Не зря ведь говорят: дареному коню в зубы не смотрят? Но в данном случае в «зубы» и заглядывать-то и не было нужды. Все видно и так!

Гигантское несовременное безобразное сооружение не украсит наш любимый город!

Олег БУТАЕВ, Ганновер
«Пульс Осетии», 17.02.2015