Осетия Квайса



Идея союза с Россией ввергла Цхинвал в кризис

В Южной Осетии достигло пика противостояние политических группировок, лоббирующих разные «проекты» нового союзного договора с Россией. Конфликт перешел в открытую фазу после заявления парламента, что депутаты забаллотируют тот вариант, который предлагает окружение президента. Другое дело, что в России вообще ничего не знают ни о каких объединительных «договорах», текущий кризис республика создала себе буквально из воздуха.

В Республике Южная Осетия разгорается странный и громогласный скандал вокруг нескольких «проектов» нового межгосударственного договора с Россией. Эта почти театральная история уже рассорила спикера парламента и лидера доминирующей в законодательном органе партии «Единая Осетия» со всеми остальными политическими силами в республике, выставила едва ли не всю политическую элиту РЮО, мягко говоря, в странном виде. Люди и целые партии пишут свои «проекты договора» (некоторые из них хотя бы читабельны, другие – откровенно невменяемы), организуют круглые столы, делают громкие, а порой и оскорбительные заявления, записывают друг друга во «враги Осетии и России», раздают интервью и комментарии, ищут «заговоры против Путина», многие сутки проводят в социальных сетях и на специализированных форумах.

В крошечной республике такие шекспировские страсти с примесью Хичкока (ни больше ни меньше – экранизация «Макбета» с Ким Новак в главной роли) начали кипеть сразу же после того, как Россия заключила с Абхазией новый межгосударственный договор. В Сухуме изначальный вариант, который предоставила Москва, был сразу же обнародован по инициативе президента Рауля Хаджимба. Потом началась общественная дискуссия, которая едва не закончилась дипломатическим скандалом, поскольку российский вариант был абхазами радикально переписан. В итоге между Россией и Абхазией был заключен именно второй (то есть переписанный) вариант договора, в котором сохраняется полный суверенитет республики, в том числе над силовыми структурами.

В Цхинвале сперва заволновались из-за того, что ничего подобного Москва Южной Осетии тогда не предложила. Ведь прежде большинство мероприятий по душу Абхазии и Южной Осетии московские ведомства проводили почти синхронно. На то были свои основания до тех пор, пока политическая и экономическая ситуации в РА и РЮО не разошлись настолько, что стали требовать «индивидуального подхода». Но в Цхинвале этого не поняли, а просто по-человечески обиделись, тем более что в последние годы в республике вообще считается хорошим тоном сильно преувеличивать свою роль и значимость в мировой истории.

Из Цхинвала (именно из Цхинвала, а не из Москвы, которой просто не до этого сейчас) стали расходиться кругами слухи, что вот-вот договор, «такой же, как с абхазами», будет заключен. Начались дискуссии о суверенитете РЮО: насколько он должен был сохранен или вообще не нужен? Застрельщиками выступали активисты и «сочувствующие» из партии «Единая Осетия», которая на прошлогодних выборах в парламент получила большинство, используя лозунг немедленного вхождения в Россию на правах обычного субъекта. В конечном счете партия и ее лидер (нынешний спикер парламента Анатолий Бибилов) изобрели программу «5 шагов в Россию», пообещав после победы на выборах полностью ее реализовать.

К лету стало ясно, что программа сдулась, как и все остальные предвыборные обещания. К осени начались закономерные вопросы к «Единой Осетии» и лично к Бибилову. К зиме тональность этих вопросов стала уже откровенно неприятной. А поскольку есть все основания полагать, что Анатолий Бибилов еще на стадии предвыборной кампании знал, что его громкий, броский и эмоционально привлекательный лозунг нереализуем в принципе, возник и вопрос об откровенном обмане избирателей. Тем более что сами выборы хотя и прошли в спокойной обстановке, но показали самую низкую явку за всю историю очень политизированной Южной Осетии, так что говорить о каком-то преобладании «присоединительных» идей в обществе не приходится. Просто традиционно привлекательный и идеологически бесспорный лозунг оказался в большинстве среди тех, кто пришел на выборы. Остальные проголосовали ногами, поскольку многие другие партии и вовсе производили впечатление карикатуры.

И вот в декабре свет увидела некая распечатанная на обычном принтере бумага, которую немедленно стали выдавать за «проект договора с Россией». Начались бурные и показательно острые ее обсуждения. Представители парламента при этом настаивали на максимальной интеграции с Россией – вплоть до отказа от самостоятельной армии, правоохранительной и судебно-правовой систем, таможни. При этом на Россию полностью перекладывались все обязанности по финансированию РЮО, включая культурные проекты и «подтягивание» уровня зарплат бюджетников. Это называлось «интеграцией» – как замена лозунга о немедленном «вхождении в состав» по крымскому сценарию. Ее противники моментально записывались во «враги осетинского народа».

В свою очередь «враги народа» бурно, многословно и многострадально защищали суверенитет РЮО именно как независимого государства, приводя свои аргументы, тоже разной степени адекватности. Эта первая по счету вспышка болезни веселила окружающих где-то до 24 декабря, когда глава администрации президента Борис Чочиев вдруг заявил, что «до конца недели договор будет готов к подписанию» и подписан «до конца января».

Все были настолько увлечены дискуссией, что не заметили главного: на обсуждаемом «документе» отсутствуют какие-либо признаки того, что это вообще документ, тем более исходящий из Кремля. То есть долгое время политическая элита РЮО почти поголовно обсуждала фальшивку, изобретенную, по данным газеты ВЗГЛЯД, одним московским пиарщиком для Анатолия Бибилова. Спикеру парламента якобы гарантировали (непонятно, от чьего лица) избрание президентом РЮО на предстоящих выборах, правда, для этого требуется восстановить его падающий до, как выражаются всякие Merrill Lynch, «мусорного» уровня рейтинг.

Анатолий Бибилов вопреки своей военной биографии и суровому имиджу – человек столь же легковерный, как и его бывшие избиратели. Вбросить в югоосетинское общество откровенную фальшивку, утверждая, что «проект прислан из Москвы», затем даже признаться в этом, а потом еще и возмущаться, что на обсуждение были выброшены еще несколько «мусорных» проектов, – это вполне в духе местной политической жизни. В эту увлекательную игру быстро ввязались другие чиновники, политологи, министры, журналисты, дипломаты. Даже крохотные «квазипартии», с треском проигравшие все, что можно, понаписали некие бумаги, похожие на договора. При этом на эпитет «клоуны» все дружно обижались и тут же вспоминали про суверенитет, национальное достоинство и независимость.

Президент республики Леонид Тибилов был вынужден собрать «политсовет» – некий неизвестный конституции орган, состоящий из лично им приглашенных уважаемых мужчин и женщин, которым чуть ли не под расписку «дал почитать» второй по счету «проект договора». Причем очень просил никому его не показывать. Но уже через день министр иностранных дел Давид Санакоев, у которого уже месяц публично интересовались, почему через МИД и оба посольства никаких официальных бумаг не проходило, взял и принес «президентский» вариант договора в редакцию одного из местных интернет-изданий, да еще и круглый стол оперативно собрал «для обсуждения». На вопросы того же Бибилова, почему он пошел против просьбы президента «не разглашать», Санакоев ответил, что он просто «взял на себя ответственность» вопреки просьбе президента. Есть основания полагать, что далеко не всегда и не во всем самостоятельный как политик глава местного МИДа решился бы стать «антигероем» в глазах президента без поддержки какой-то влиятельной силы со стороны. К слову, на парламентских выборах партия, которую тогда возглавлял Давид Санакоев, с треском провалилась, несмотря на то что на предыдущих президентских выборах этот молодой политик даже вышел во второй тур с Леонидом Тибиловым.

Политическая жизнь закипела с новой силой. Тем же вечером спикер парламента от лица всего парламента сделал официальное заявление, в котором пригрозил, что не пропустит через законодательный орган «президентский» вариант договора. Через пару часов партия «Единая Осетия» опубликовала свой проект, уже третий по счету. Если «президентский» проект был почти целиком списан с абхазского договора и страдает невнятностью механизма осуществления его положений, то текст, обнародованный «Единой Осетией», тянет на уголовную статью «Измена родине». Он фактически ликвидирует суверенитет и государственность РЮО по принципу «всем спасибо, все свободны», оставляя лишь ритуальные экономические функции, что само по себе крайне подозрительно.

По сути, Анатолий Бибилов и его партия открыто пошли против президента Леонида Тибилова, угрожая парламентским и правительственным кризисами из-за клочков бумаги крайне сомнительной юридической, правовой и просто ментальной легитимности. И есть основания полагать, что конфликт пока не достиг своего апогея, учитывая, насколько непопулярны в РЮО сейчас и президент с его администрацией, и спикер парламента с его окружением.

Во всей этой истории наиболее примечательно (а также печально и забавно) вот что: в Москве никаких проектов договоров с РЮО на замену тому, что был заключен после признания независимости в 2008 году, никто не готовил и в Цхинвал не присылал. Ни один. Ни разу.

В свою очередь ни одна из государственных структур Российской Федерации никаких текстов на эту тему из Цхинвала не получила. А если и получит все то, что там за два месяца изобрели, то никогда в жизни правовое управление администрации президента РФ эту ересь дальше порога не пропустит. Там вообще работают очень злые люди, которые таких шуток не понимают. То же можно сказать и о договорно-правовом управлении МИД РФ, оно в принципе лишено чувства юмора.

Политическая элита союзного нам государства несколько месяцев обсуждает воздух, изобретает воздух, имитирует бурную политическую жизнь и даже реально втянула в эту клоунаду значительную часть общества. При этом уровень конспирологии уже зашкаливает, как и масштаб столкновения личных амбиций. Никто не пытается даже имитировать реальную заботу о государстве и экономике или законотворческую деятельность. А количество заявлений, не подтвержденных вообще ничем, и обещаний, которые невозможно исполнить в принципе, уже не поддается исчислению. Например, президент Тибилов сначала пообещал выставить проект договора на всенародное обсуждение (как в Абхазии), а затем фактически засекретил даже тот странный текст, который «дал на три минуты почитать» членам политсовета. В ответ спикер парламента чуть ли не высмеял идею всенародного обсуждения, ссылаясь на то, что народ уже высказался на выборах. Понятна и позиция президента (текст, который исходит от него, на редкость сырой, не прошедший даже редакторскую правку). Понятна позиция спикера, который понимает, что уже растерял поддержку электората. Понятно, что теперь уже ни с кого не спросить за публичные обещания «подготовить договор до конца недели» (в декабре), «отослать в Москву до 2015 года», «подписать в конце января». Чиновники и политики первого ряда просто кидаются фразами и обещаниями без какой-либо ответственности за свои слова и поступки. Ссылаются на таинственные и мифические «знаки из Кремля», которых никто не видел, «устные договоренности», которых никто не слышал. И за это никто их не призывает к ответу.

Москва трагично устала от богатой политической жизни своего партнера, союзника и одного из крупнейших финансовых бенефициантов. С РЮО заключено уже почти 100 межправительственных и межгосударственных договоров. Буквально 20 января ратифицирован еще один договор, уравнивающий права военных пенсионеров и ветеранов обеих стран. Никаких претензий по «большому» договору 2008 года у России нет, как и не было. А в обстановке тотального внешнеполитического давления, которое оказывают на РФ практически по всему периметру, никто изначально не собирался изменять формат взаимоотношений с Южной Осетией вплоть до аннексии или инкорпорации. Даже в контексте Крыма. Особенно в контексте Крыма. Давать дополнительные пропагандистские поводы в виде «аннексии Россией РЮО» никому и в голову не могло прийти. И ломать четко сформулированную и выстроенную концепцию внешней политики в угоду очередному обострению внутриполитической борьбы в Цхинвале никто не позволит.

Другое дело, что сейчас ситуацией в РЮО практически никто в Москве толком не занимается. Даже те, кто вроде бы должен и может. В такой обстановке манипуляция общественным мнением и легко управляемыми политиками приводит к таким вот системным сбоям сознания. Лишь в последние дни окружение президента Тибилова стало несколько более внимательно относиться к своим словам. В их заявлениях появились уклончивые формулировки наподобие «проект договора будет готов к отправке в Москву». Однако разгоряченное общественное мнение на смысловой нюанс внимания не обратило и продолжает полагать, что из Цхинвала в Москву пришла какая-то бумага, «определяющая судьбу родины на сто лет». Ни больше ни меньше.

Вот только этого Москве сейчас и не хватало. В связи с тотальной загруженностью ей просто не хватает рук, чтобы прекратить эту вакханалию. Возможен даже вариант, что Москва в конце концов сдастся и какой-то новый никому не нужный текст будет все-таки согласован и подписан в течение 2015 года, но сейчас действительно как-то не до РЮО. И уже начинает накапливаться раздражение в адрес союзника, который в самый неподходящий момент пристает к тебе с виртуальными идеологическими спорами. Москва очень не любит, когда на нее давят. Это обычно нехорошо заканчивается.

Евгений КРУТИКОВ
«Взгляд», 21.01.2015