Осетия Квайса



После масштабной реконструкции Рокский тоннель вновь связал Северную Осетию с Южной

Пока со стороны южного портала обновленного рокского тоннеля заканчивали последние приготовления к открытию, с северной, российской стороны уже перерезали красную ленточку и отпускали в небо шары цветов национальных флагов России и южной Осетии. Раньше официальных лиц опробовать новый путь через перевал смогли разве что журналисты.

Прямой как стрела тоннель уходит вглубь скалы почти на 4000 метров, реставрацией занималась та же компания, что строила тоннели и мосты в олимпийском Сочи. И качество работ действительно олимпийское – новое освещение, разметка, крепления для проводов и коммуникаций, технологические съезды для аварийного транспорта.

150 тысяч кубометров бетона сформировали действующий ствол тоннеля. Для этого два года 600 человек днем и ночью трудились на высоте более двух тысяч метров. Впервые в истории на одном объекте работали сразу шесть комбайнов. Этот тоннель самый технологичный из высотных и самый длинный в европейской части России – рассказывает о новом сооружении заместитель руководителя компании-подрядчика Александр Потапкин. Он на Рокском тоннеле работает с самого начала реконструкции.

«Мы сжали сроки реконструкции данного тоннеля. Потому что это единственная жизненная артерия между Южной Осетией и Российской Федерацией», – говорит он.

Бетонное покрытие – как на аэродроме, качественная система дренажа и гидроизоляции, вентиляция и видеонаблюдение. Дорога в нынешнем виде прослужит не один год.

Тоннель не только спрямили, но и расширили. Большегрузы любых габаритов, которые перевозят стройматериалы и оборудование, необходимые для восстановления республики, смогут свободно разъехаться под восьмиметровым сводом. Быстрее и безопаснее из Владикавказа в Цхинвал и обратно стало ездить и на рейсовом автобусе.

Из главного тоннеля в технологическую штольню ведут вот такие коридоры сбойки. Их 15, они на реконструкции, но вполне могут послужить для экстренной эвакуации в случае пожара или аварии и дает представление о том, как выглядел путь через перевал до открытия основного тоннеля.

Талая вода свободно протекает через потолок и стены. В полумраке штольни возможно только одностороннее движение. Долгие два с половиной года, пока реконструировали тоннель, траффик по нему был реверсивным и только по графику.

Коридором дружбы назвали тоннель в официальном пресс- релизе Росавтодора. Но сами жители республики давно называют путь через перевал не иначе как дорогой жизни.

В ближайших планах горнопроходчиков – отремонтировать и вспомогательную штольню. Еще через два года ее вновь можно будет использовать для проезда транспорта.

Константина КРЫЛОВ
«5 канал», 05.11.2014