Почему в республике дорожает горючее?
Минувшее лето запомнилось владельцам автотранспортных средств нашей республики не только теплом, но и резким скачком цен на все виды моторного топлива. Помнится, тогда хозяева автозаправочных станций (АЗС) очередное повышение стоимости горючего назвали временным явлением и связали с увеличением оптовых цен на летний период. Однако на календаре давно уже осень, а тарифы на ГСМ все «скачут» и пока, к сожалению, что-то не видно остановки.
Правда, справедливости ради следует отметить, что за последние несколько дней во Владикавказе, да и в районах республики наблюдается снижение стоимости сжиженного углеводородного газа (СУГ). На автозаправках сегодня литр газа продается по 17 рублей, а еще недавно приходилось отдавать за него на четыре рубля больше. Предприниматели говорят, что после летнего перерыва заводы-производители вновь заработали на полную мощность и оптовики были вынуждены снизить цены. Хорошая новость, но до подорожания отпускная цена на СУГ составляла 14 рублей. Как видно, процесс пошел, возможно, уже скоро достигнет прежней отметки.
А вот на дизельное топливо в разгар уборки урожая и сева озимых культур сохраняется слишком высокая цена. Конечно, аграрии запаслись на период уборочных работ горюче-смазочными материалами. Однако запасы топлива у земледельцев постепенно уменьшаются. Не исключено, что им придется покупать солярку. Данный вид топлива реализуется по цене 32 руб. за литр. Разумеется, сельхозпроизводители понесут убытки, ведь на полях остаются еще не убранными тысячи гектаров кукурузы на зерно. Как известно, по льготным тарифам крестьяне нынче не обеспечиваются ГСМ, а выращенный урожай надо собрать.
Почему же в республике все-таки дорожает горючее? Этим вопросом интересуются не только автомобилисты, но и другие наши жители. Впрочем, это и понятно, ведь на продовольственных рынках Владикавказа продавцы подорожание продуктов питания связывают прежде всего с транспортными расходами. Получается цепная реакция. Владельцы АЗС со своей стороны утверждают, что они к оптовой цене прибавляют небольшую наценку и таким образом продают товар. Учитывая то, что в настоящее время литр бензина марки Аи-95 продается в столице республики по 36 рублей, мы поинтересовались на заправках тем, сколько же процентов из этой суммы составляет наценка. Внятного ответа, естественно, не получили, многие из числа хозяев АЗС просто сослались на коммерческую тайну.
У нашего читателя Андрея, позвонившего на днях в редакцию, есть свое мнение относительно быстрого роста цен на горючее.
«Бензин и другие нефтепродукты завозятся в республику теми же поставщиками, которые поставляют горючее в Кабардино-Балкарию и Ставропольский край по единым отпускным ценам. А дальше складывается невеселая ситуация. В соседних регионах Северо-Кавказского федерального округа бензин и сжиженный углеводородный газ дешевле на 2-3 рубля. Для людей с низкими и средними доходами есть возможность экономить средства. Почему же у нас прослеживается иная ситуация? На мой взгляд, ответ прост. В той же Кабардино-Балкарии власть и бизнес договорились не создавать лишнюю социальную напряженность в республике. Да и предприниматели умерили свои аппетиты. В Северной Осетии никто особо и не беспокоит хозяев автозаправок, вот и пользуются они этим, а в результате страдают простые люди. Цены на топливном рынке республики завышены, пора в этом признаться и навести порядок. Недавно побывал в Краснодарском крае, и там бензин дешевле», – возмущается читатель.
Прокомментировать сложившуюся ситуацию «СО» попросила руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РСО–А Романа Плиева и вот что он рассказал: «Цены на горючее у нас не регулируются. Мы провели мониторинг с целью своевременного выявления нарушений, связанных с искусственным созданием дефицита и необоснованного роста цен на моторное топливо. В ходе работы не столкнулись с подобными фактами, как и с попытками сговора между предпринимателями. Учитывая то, что цены сегодня буквально растут на все, не исключаю очередного подорожания горючего. Радикальным средством для того чтобы остановить рост стоимости топлива является регулирование цен, хотя бы на короткое время. Есть и второй способ, но для этого потребителю необходимо создать условия выбора на топливном рынке. Что касается ФАС, то мы и дальше будем проводить мониторинг, в том числе и на продовольственном рынке».
Напомним, что еще в 2012 году в республике планировали производить собственное дизельное топливо и другие нефтепродукты. В Дигорском районе было разработано Коринское месторождение, запасы которого могут составить до пяти миллионов тонн нефти. Прошло почти два года, но об этом проекте почему-то забыли.
М.ГАБАРАЕВ
«Северная Осетия», 23.10.2014