Осетия Квайса



«Музыка превыше всего»

Накануне первой премьеры нового, 239-го сезона главный дирижер и музыкальный руководитель Большого театра Туган СОХИЕВ дал «Огоньку» интервью.

— Первой премьерой нового сезона станет концертное исполнение оперы Чайковского «Орлеанская дева» 26 сентября. Почему выбор сделан именно в пользу и концертного исполнения, и «Орлеанской девы»?

— Это объясняется очень легко. Я в Большой театр пришел в феврале. Обычно выборы режиссера и состава, подготовка всего репетиционного процесса и постановка оперы занимают года два-три. Несмотря на то что сама опера очень интересная, все-таки сценический вариант приготовить к сентябрю было нереально. Вот поэтому 26 сентября на сцене Большого театра будут лучшие силы — солисты, оркестр, хор. Мы сможем сконцентрироваться только на музыке, на партитуре Чайковского.

— Удалось ли вам уже прочувствовать особую специфику труппы и оркестра Большого театра? Владимир Урин, генеральный директор Большого театра, неоднократно критиковал оперную труппу…

— Он не критиковал оперную труппу, а высказывал свое мнение о том, в какую сторону театр может развиваться. О состоянии вообще Большого театра сегодня говорить сложно. Я бы не хотел давать оценку коллективу. Пока я знакомлюсь с труппой, конечно, для этого нужно время.

Единственное, что могу сказать: люди невероятно воодушевлены, они хотят заниматься музыкой и готовы к интенсивному творческому процессу. Есть артисты высокого класса, которые показывают замечательные результаты. Это самое главное. Когда коллектив настроен на работу — это уже 50 процентов успеха.

— В объявленных планах на сезон есть ряд проектов, совместных с зарубежными коллегами. Например, спецпроекты — концерт французского оркестра Les Arts Florissants, балет «Гамлет» с британской командой, копродукция с Нидерландской оперой (Амстердам), музыкальным фестивалем «Флорентийский май» (Италия) и «Пиковая дама» с Национальной оперой Парижа. Введенные санкции не помешают этим планам? Мы уже становились свидетелями целого ряда отмен в этом году…

— Хочется верить, что нет. Санкции — это политический инструмент, который в меньшей степени относится к музыкальным проектам.

— Значит, классической музыке бояться нечего?

— Абсолютно. Ведь музыка, опера, театр, вообще искусство объединяют людей. И даже если в прессе появляются заявления каких-то зарубежных деятелей культуры, то к этому надо относиться спокойно.

— Какие задачи вы ставите перед собой в Большом? На что будете делать ставку — на традицию или все-таки дадите шанс новаторству?

— Вот для чего мы приходим в театр? Чтобы выйти оттуда лучшими людьми, чем пришли, поэтому наша задача, как вообще любого театра,— это работать на зрителей.

Владимир Георгиевич Урин и я в Большой пришли недавно, и мы выстраиваем возможный вектор творческого развития, опираясь на те художественные силы, которые там сегодня есть. Моя дирижерская мечта — искать и находить наших российских исполнителей. В Большом театре в свое время сверкали такие звезды, как Образцова, Атлантов, Касрашвили, Архипова. Мне кажется, что уровень, заданный ими, должен сохранятся. Независимо от века или года. Стремиться надо прежде всего к качественному уровню спектаклей, которые идут в Большом театре каждый день. Это моя принципиальная позиция. Одно дело — премьеры, которые долго готовятся и тщательно репетируются. Но, к сожалению, на текущий репертуар иногда не обращают должного внимания. А ведь уровень театра должен определяться качеством спектаклей, идущих каждый день.

— Большой театр пережил тяжелую полосу. Что надо делать, чтобы слово «Большой» ассоциировалось не со скандалом, а с достижениями театра?

— Сейчас надо направить все силы на творчество. Последние гастроли Большого театра и в Вене, и в Нью-Йорке прошли замечательно. Опера «Царская невеста» под управлением Геннадия Рождественского имела огромный успех. Даже в Нью-Йорке с его Метрополитен-оперой зрители аплодировали стоя. Вот такие успехи и должны формировать наше представление о Большом. Хочется надеется, что те события, о которых вы говорите, уже не повторятся.

— Давайте вернемся к вектору развития. Все-таки последним значимым оперным заказом Большого театра были «Дети Розенталя» Десятникова в 2005 году. В этом сезоне мы увидим новый балет на музыку современного композитора Ильи Демуцкого. Большой театр остается величественным музыкальным музеем или все-таки докажет, что он не чужд современному искусству?

— Мы ищем, и я пока не буду раскрывать все секреты. Не забывайте, что сезон-2014/15 наполовину был сделан предыдущим руководством. И в силу контрактных договоренностей и обязательств, которые были подписаны с иностранными артистами, режиссерами и постановочными бригадами, эти планы должны выполняться. Например, в наследство нам досталась опера «Риголетто» — совместная постановка с Оперным фестивалем в Экс-ан-Провансе…

— На ваш взгляд, он нее стоит оказаться?

–Может быть, строить репертуар надо бы по-другому. Может быть, «Риголетто» лучше было бы дать не в этом сезоне, а через два. Ведь руководитель театра ориентируется на общую картину и драматургию сезона.

Обязательными в репертуаре Большого должны быть оперы русских композиторов, и они представлены. Очень важно, что к 175-летию Чайковского у нас появятся «Орлеанская дева» и «Пиковая дама».

В Большом будет Моцарт, итальянская опера, опера для детей современного композитора Сергея Баневича «История Кая и Герды». О каких-то тенденциях в репертуарной политике мы сможем говорить, начиная с сезона-2015/16. Мы ведем активный поиск современных композиторов, надеюсь, что в репертуаре Большого будут интересные названия.

Но, конечно, популярные и всеми любимые оперы, такие как «Кармен», «Травиата», тоже должны идти на сцене Большого театра.

— Означает ли это, что премьера «Кармен», запланированная на 2015 год, по режиссуре будет вполне сдержанной и традиционной?

— Мы постараемся быть максимально верны великому Бизе. Оперный театр — прежде всего музыка, с которой работает режиссер. А наша задача — воплотить на сцене то, что задумал композитор. Музыка превыше всего.

— Идеальный оперный режиссер, по-вашему, это кто?

— Мне важно, чтобы режиссер чувствовал музыку, знал партитуру и старался проявить смысл, который, как ему кажется, вкладывал в сочинение композитор. Пытаться сегодня показать свой современный взгляд на мир, используя музыку Чайковского, Верди, Моцарта, выразить все политические процессы и личное отношение к происходящему, на мой взгляд, неверно. Разве Чайковский, когда писал свою «Пиковую даму» или «Евгения Онегина», не задумывался о драматургии? Драматургия — в музыке композитора! Вспомните «Пиковую даму», сцену в спальне графини. Чайковский музыкальными средствами передает состояние героев, атмосферу в комнате. Ведь это же режиссерский прием! Не стоит считать себя умнее Чайковского! И дирижерам, и режиссерам надо пытаться понять, что хотел выразить композитор, и донести это до публики.

— Значит, нам не стоит больше ждать постановок Дмитрия Чернякова или других современных режиссеров на сцене Большого театра?

–На сцене Большого идет «Евгений Онегин» в постановке Чернякова. Я не исключаю возможности нашего дальнейшего сотрудничества. Мне кажется, у каждого художника есть удачи и неудачи, важно правильно выбрать вещь для постановки.

— Но современные постановки заставляют задумываться о современном мире, о месте человека в нем…

— Уверен, что человек может задуматься о смысле жизни и на современном спектакле, и на историческом. Зависит от качества постановки. Нельзя в «Евгении Онегине» потерять Чайковского, вот что важно.

Я видел спектакль Новосибирского театра «Евгений Онегин», номинированный на «Золотую маску». Это было ультрасовременное действо, но я не мог оторваться от того, что происходило на сцене. Но может быть и по-другому. Например, возобновленная «Царская невеста» в аутентичных декорациях, энергию и жизнь в которую вдохнул Геннадий Рождественский, выйдя к дирижерскому пульту. Об успехе этой постановки на гастролях мы только что говорили.

Что плохого в потрясающих, высокого художественного уровня декорациях великого художника? В красивой постановке? В том, что за пультом стоит великий дирижер?

— Будет ли Большой театр изменять репертуарную систему или переходить на систему «стаджионе» (когда есть приглашенные солисты, которые работают только над определенным спектаклем.— «О»)?

— Мне кажется, нам нужно и приспосабливаться, и искать свои собственные пути. Нельзя оставаться только лишь в репертуарном театре или только уходить в «стаджионе». Путем поиска и эксперимента мы найдем баланс, который позволит нам взять лучшее из этих двух систем.

— Вы бы лично что предпочли?

— Пока я не готов ответить на этот вопрос. Сегодня меня устраивает, как все идет в Большом театре. Можно что-то корректировать, но всякие изменения в таком огромном коллективе должны происходить очень плавно. Любая встряска разрушает гармонию, создает в труппе какое-то ненужное напряжение.

— Будете ли вы сокращать свои зарубежные контракты?

— Ближайшие два сезона уже расписаны. Правда, все равно моим приоритетом стал Большой театр. Теперь я постоянно бываю в Москве. Стараюсь держать руку на его пульсе.

Беседовала Елена КРАВЦУН

Планы

По Большому счету

// Чего ждать от нового сезона в главном театре страны

В новом сезоне в Большом театре состоится девять премьер, первой из которых станет концертное исполнение оперы Петра Чайковского «Орлеанская дева». Так ГАБТ отметит 175-летие со дня рождения великого русского композитора. В русле этого празднования пройдет премьера другой оперы Чайковского «Пиковая дама»,— это перенос спектакля, поставленного Львом Додиным для Парижской оперы. В конце сезона, в июле 2015 года, режиссер Алексей Бородин и дирижер Туган Сохиев представят новую постановку оперы Жоржа Бизе «Кармен». Также планируется, что Сохиев продирижирует спектаклями текущего репертуара — «Богемой» и «Травиатой». На Новой сцене состоятся премьеры двух классических опер: «Риголетто» Джузеппе Верди и «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта, а также театр представит оперу для детей композитора Сергея Баневича «История Кая и Герды». Премьера намечена на ноябрь текущего года на Новой сцене.

В качестве мировых балетных премьер выступит сразу два спектакля: первый — «Гамлет» в хореографии Раду Поклитару и режиссуре Деклана Доннеллана, а второй — «Герой нашего времени» в хореографии Юрия Посохова и режиссуре Кирилла Серебренникова. 23 октября будет возобновлен балет Арифа Меликова «Легенда о любви», долгие годы находившийся в репертуаре Большого. Спектакль был создан Юрием Григоровичем в соавторстве с художником Симоном Вирсаладзе. Также театр проведет фестиваль барочной музыки и цикл концертов «Большие дирижеры в Большом».

Визитная карточка

Человек оркестра

Туган СОХИЕВ родился 21 октября 1977 года во Владикавказе. Дирижер, народный артист Республики Северная Осетия-Алания.

В 2001 году окончил факультет оперного и симфонического дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории (класс профессоров Ильи Мусина и Юрия Темирканова).

Первое выступление в качестве оперного дирижера состоялось в Исландии (постановка оперы «Богема» Дж. Пуччини). Сотрудничал с Уэльским национальным оперным театром, Метрополитен-оперой, лондонским оркестром «Филармония», фестивалем в Экс-ан-Провансе (Франция), Венским филармоническим оркестром, Чикагским симфоническим оркестром, оркестром лейпцигского Гевандхауса и многими другими.

С 2005 года Сохиев — постоянный дирижер Мариинского театра.

В 2005 году становится главным приглашенным дирижером, с 2008-го — музыкальным руководителем Национального оркестра Капитолия Тулузы.

В 2010 году стал главным дирижером Немецкого симфонического оркестра в Берлине.

20 января 2014 года объявлен главным дирижером и музыкальным руководителем Большого театра России.

Дирижер активно гастролирует в странах Европы, выступая в качестве приглашенного дирижера в Страсбурге, Монпелье, Франкфурте и многих других городах.

Журнал «Огонёк» №37 от 22.09.2014