Россия, Абхазия и Южная Осетия могут создать свой аналог НАТО
// Единый контур безопасности между Россией и Абхазией может стать трехсторонним: переговоры о присоединении к нему ведет Южная Осетия
Новый договор о дружбе и взаимной помощи, в котором будет предусмотрено создание до конца года единого контура безопасности между Россией и Абхазией, может стать трехсторонним: переговоры о присоединении к нему ведет с Абхазией Южная Осетия. Об этом «Известиям» рассказал посол Южной Осетии в Абхазии Олег Боциев.
Абхазские власти подтверждают эти переговоры и заявляют, что речь идет о заготовке для создания мощного блока — «по примеру и в противодействие НАТО». Дело в том, что Абхазия и Южная Осетия не могут вступить в военно-политический союз стран бывшего СССР, который называется Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), потому что другие члены ОДКБ не признают их в качестве государств.
Президент России Владимир Путин встречался с новым президентом Абхазии Раулем Хаджимбой в конце августа. По итогам мероприятия было объявлено, что РФ и Абхазия до конца года подпишут договор о дружбе и взаимной помощи, в котором будет объявлено о создании единого внешнего контура безопасности.
— В настоящее время нами совместно с абхазской стороной прорабатывается возможность заключения с Россией договора по присоединению Южной Осетии к единому контуру безопасности, — сообщил «Известиям» Боциев. — Пока точно не известно, будет ли это единый трехсторонний договор или же республикой будут заключены отдельные договоры с Россией и Абхазией, но работа идет.
При этом, как пояснил собеседник, условия для создания такого контура с Россией и Южной Осетией будут отличаться от тех, что были оговорены между Россией и Абхазией.
— Его содержание пока обсуждается, хотя уже понятно, что в него будет включена, в первую очередь, военная составляющая, далее будут прописаны условия для экономической и информационной безопасности нашего региона, — отметил Боциев.
В Абхазии подтверждают факт переговоров. По словам вице-президента Абхазии Виталия Габния, речь идет о заготовке для создания мощного блока — «по примеру и в противодействие НАТО».
— На данном этапе мы ведем переговоры с югоосетинской стороной о присоединении ее к нашему договору, — говорит Габния. — Мы считаем, что подписание трехстороннего договора станет здоровой реакцией на шаги НАТО и ее партнера — Грузии. Грузия стремится вступить в НАТО, кроме того, ею был подписан договор об ассоциации с ЕС.
Согласно словам вице-президента, Южная Осетия может присоединиться к контуру безопасности уже в течение этой осени. В самой Южной Осетии стремятся подписать договор еще раньше — уже к концу этого месяца. Как пояснил посол Олег Боциев, консультации с российской стороной уже идут и через посольство Южной Осетии в России, и через осетинский МИД. Нужно заметить, в названных Боциевым ведомствах активная работа по подготовке договора пока не началась — об этом «Известиям», в частности, сказали в министерстве иностранных дел Южной Осетии. Не смог подтвердить, но и не опроверг факт соответствующих переговоров и посол Южной Осетии в России Дмитрий Медоев.
— Тем не менее процесс интеграции между Абхазией, Россией и Южной Осетией идет интенсивно — на сегодня у нас имеется более 70 подписанных межправительственных соглашений, в том числе в сфере обороны, безопасности и охраны госграницы. Мы вместе с Абхазией находимся в одном векторе развития отношений с Россией — нашим главным стратегическим партнером, — добавил Медоев.
Дивиденды, которые получит Россия от подписания таких договоров с непризнанными большей частью стран республиками, пока не ясны, говорят эксперты. В самой же Абхазии надеются, что подписание такого договора откроет для России возможность поставлять военную технику в эту страну и, более того, станет отправной точкой для вступления этих стран в ОДКБ и ЕврАзЭС.
— Для вступления в экономические и оборонительные коалиции, созданные Россией, Абхазия должна быть сначала признана их членами, — поясняет обозреватель «Независимого военного обозрения» Владимир Щербаков. — Пока же все эти территориальные образования относятся к разряду непризнанных государств, в рамках ООН они не являются субъектами международного права.
По этой же причине, говорит эксперт, страны мира запрещают поставки в Абхазию продукции военного назначения, входящей в международный регистр по вооружениям ООН. При этом размещать военные базы в Абхазии и Южной Осетии Россия может, равно как оснащать эти базы (Россия разместила в 2009 году по одной базе в Абхазии и Южной Осетии), но до тех пор, пока они выполняют охранные функции.
— Единственная статья по экспорту вооружения, на которую Россия уже сейчас может претендовать, это поставки оружия для абхазских и осетинских правоохранительных органов, но не армии, — добавляет Щербаков.
Подписание договора с Абхазией может говорить о том, что России не хватает инструментов уже созданной ОДКБ в урегулировании своих проблем на Кавказе, считает военный обозреватель Владислав Шурыгин.
— У России есть свои собственные интересы, которые отличаются от интересов ОДКБ, эффективной лишь в препятствовании наркотрафику, — подчеркнул Шурыгин. — Коллективных сил безопасности России пока создать не удалось.
Арсений ПОГОСЯН
«Известия», 03.09.2014