Грузинские власти делят генштаб
// Премьера упрекнули в посягательстве на полномочия верховного главнокомандующего
В Грузии вспыхнул скандал в связи с просочившейся в СМИ информацией о предстоящем внесении изменений в закон «Об обороне», согласно которым начальника генштаба будет назначать премьер, а не верховный главнокомандующий — президент.
Хотя премьер Ираклий Гарибашвили лично опроверг эту информацию, оппозиция считает, что утечка подтверждает тенденцию сокращения полномочий президента и усиления власти премьера.
По информации грузинских СМИ, первоначальная редакция нового закона «Об обороне», которая сейчас обсуждается в парламентских комитетах, наделяла премьера правом назначать начальника генерального штаба. Согласно же действующей конституции, начальник генштаба назначается президентом по согласованию с премьером и подотчетен верховному главнокомандующему. Все грузинские телеканалы начинали свои программы именно с этой новости.
Однако канцелярия премьера поспешила опровергнуть сенсационную информацию. «Изменения в законе не затрагивают полномочий президента, закрепленных в конституции»,— заверил парламентский секретарь премьера Шалва Тадумадзе. А сам глава правительства обвинил СМИ в «сознательных спекуляциях» и попросил журналистов «прекратить нагнетать обстановку».
Впрочем, замминистра обороны Михаил Дарчиашвили в заявлении на сей счет сделал несколько иной акцент, пояснив, что начальник генштаба, «согласно новому закону, по-прежнему будет подотчетен в том числе президенту». Это был явный намек на то, что премьер в части контроля над генштабом будет обладать по крайней мере теми же полномочиями, что и президент. Тем более что назначение и освобождение от должности министра обороны полностью относятся к компетенции главы правительства.
Член парламента от оппозиционной партии «Единое национальное движение» Серго Ратиани заявил «Ъ», что у него тоже была информация о попытке правящей коалиции «Грузинская мечта» внести такое изменение в закон «Об обороне». По его словам, она «вполне вписывается в тренд по сокращению полномочий президента в пользу премьера».
Действительно, за последние несколько месяцев, особенно после того, как фактический лидер правящей коалиции «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили публично выразил недовольство президентом (см. «Ъ» от 20 марта), между главой государства и премьером началась почти открытая борьба за полномочия (см. «Ъ» от 21 мая). Дело дошло до того, что некоторые министры силового блока стали публично критиковать президента Георгия Маргвелашвили (см. «Ъ» от 11 августа).
Георгий ДВАЛИ
«Коммерсантъ», 20.08.2014