Запахи прошлого для музея будущего
// Во Владикавказе открылась выставка участников симпозиума «Аланика»
В Республиканской научной библиотеке Северной Осетии в минувшую пятницу открылась выставка работ участников нынешнего восьмого международного художественного симпозиума «Аланика». Работы 20 художников из Великобритании, Турции, Индии, Нидерландов, Таджикистана, Грузии и других стран плюс еще двух десятков молодых художников Кавказа, принимавших участие в молодежном форуме ART КАВКАЗ NEXT, которым руководил Ростан Тавасиев, не удалось уместить в стенах библиотеки, и они буквально вырвались на просторы ближайшего сквера.
Нынешняя нездоровая ситуация вокруг современного искусства, которое при первой возможности и безо всяких оснований подозревают как минимум в эпатаже и провокационности, а чаще – в куда более смертельных грехах: пропаганде антихристианских, антирусских и антироссийских идей и открытом глумлении над нравственными нормами, над традиционными человеческими ценностями, не помешала прийти на открытие выставки президенту Северной Осетии и другим руководителям Алании, которые не стали делать вид, что разбираются в модных тенденциях, но при этом внимательно выслушивали руководителя «Аланики» Галину Тебиеву, художников и всячески выражали свое уважение к их поискам и разнообразным экспериментам.
Ничего страшного и вправду на выставке не было. Наверху молодые художники Кавказа фантазировали на темы музея будущего. Например, Елена Джетере представила проект музея 2626 года – «Картина для носа», где в белых узелках на уровне человеческих голов были закутаны разные горные травы. Посетители переходили от одного к другому, удыбались и угадывали знакомые запахи. На улице стояла уже расписанная палатка, какие сегодня каждый вечер показывают в новостях, – в них живут украинские беженцы, а художник Аслан Гайсумов провел в такой детские и отроческие годы. Теперь брезентовую палатку изнутри он превратил во «дворец», расписав ампирными ангелочками и золотыми виньетками. А по соседству в бывшем фонтане индиец, работающий под псевдонимом UBIC, разложил выкрашенные глянцевой черной краской разнообразные предметы, приобретенные на местном блошином рынке и собранные на улице: железный фильтр от противогаза, связка ключей, два топорища… Приобретенный единый черный сверкающий вид лишал предметы прежней скромной утилитарности.
В залах первого этажа – работы участников симпозиума, которые в очередной раз ставят нешуточный вопрос об экпонировании произведений современного искусства в музейном пространстве (этой теме, кстати, была посвящена одна из сессий нынешней «Аланики»): все сделанное становится теперь собственностью Северо-Кавказского филиала ГЦСИ, а выставить требующие места проекты Михаила Гулина из Белоруссии или даже видео Умиды Ахметовой из Узбекистана (на прошедшей Московской биеннале она показывала фотопроект «Свекрови и невестки») негде. Железные остовы стульев и пианино – узнаваемые «скелеты» вещей Ани Жёлудь, участницы одного из прошлых симпозиумов – хранятся в разобранном виде в бельэтаже Республиканской библиотеки.
А если по окончании выставки все эти (не все, конечно, но, по-моему, многие) такие удачные и актуальные работы этого года разберут и просто спрячут на долгие или даже недолгие годы, – будет жаль. Понятно, что жизнь коротка, искусство вечно, но это искусство может «поработать», и неплохо, уже сегодня. Известный своими политическими перформансами в родном Минске, Михаил Гулин тут сделал довольно мирную работу, состоящую из «Доски почета», где на одной половине фотографии осетинских борцов вольного стиля – олимпийских чемпионов, на другой – Валерий Гергиев и другие культурные знаменитости Осетии, а на видео сам Гулин раз за разом проигрывал в схватках с местными молодыми борцами – так культура, по мысли художника, часто проигрывает в естественно возникающих единоборствах.
Александр Угай из Казахстана взял за основу старый библиотечный каталожный ящик и выпилил из его внешних и внутренних стенок лекала для национального осетинского костюма: так «вступают в схватку» два типа национальной памяти – книжной и той, которая передается из поколения в поколение с народной, чаще всего танцевальной культурой.
Еще раз хочется отметить фотосерию Джамшеда Холикова, который продолжил в Осетии свой давний и, наверное, бесконечный проект с автобусными остановками, добавив к прежним, центральноазиатским, остановки Осетии и Грузии, такие же разные и полуразрушенные памятники советского быта. И в этой связи заметить то, что вряд ли входило в планы организаторов «Аланики»: актуальные художники куда бережнее отнеслись к прошлому осетинского народа, чем его «среднестатистические» представители.
Вблизи Владикавказа находится селение Фиагдон, по земле которого прежде пролегал Великий шелковый путь. И местные жители, говорят, в том числе и те самые спортсмены-чемпионы, строят здесь теперь свои дворцы. Закон позволяет, а слова о любви к истории своего народа – пустой звук, хотя чуть какой стол, о верности национальным традициям здесь говорят взахлеб, неистово.
Экскаваторы врезаются в землю, где прежде следовало бы провести археологические раскопки. Не щадя своих же древних захоронений, загребая кости… Страшно смотреть. Такое вот неожиданно разное отношение к истории великой осетинской культуры схлестнулось в незамеченной смертельной схватке. Смертельной – конечно же, для культуры. Которую, кроме «Аланики» и ее художников сегодня в Осетии, выходит, защитить некому.
Григорий ЗАСЛАВСКИЙ
«Независимая газета», 19.08.2014