Осетия Квайса



Сергей ТРОЦКО: «От природной стихии наибольший урон нанесен экономическим контактам»

Как известно, природная стихия, разгулявшаяся на участке Военно-Грузинской дороги, создала транспортный коллапс на одной из важных артерий внешнеэкономического сотрудничества России с государствами Большого Кавказа. Пока никто из специалистов не называет точную дату открытия проезда по этой магистрали, а каждый день вынужденного простоя наносит серьезный урон не только представителям международного бизнес-сообщества, но и всей инфраструктуре человеческих, деловых и производственных связей.

Начальник Северо-Осетинской таможни полковник таможенной службы Сергей ТРОЦКО в беседе с корреспондентом «СО» выразил серьезную озабоченность по поводу временно приостановленного экономического взаимодействия, но в то же время высказал мысль, что возникшая «передышка» должна стать стимулом для последующего прорыва в расширении международного сотрудничества…

– Сергей Вячеславович, 17 мая сошедший в Дарьяльском ущелье на территории Грузии мощный сель полностью парализовал работу пункта пропуска «Верхний Ларс», застав врасплох десятки товароперевозчиков, да и рядовых граждан. Стихия устроила настоящий экзамен и экстренным службам, находящимся на вахте на участке Военно-Грузинской границы. И до сих пор нет четкого прогноза, когда именно движение по этой дороге войдет в привычное русло… Совершенно очевидно, что немалые убытки терпят и отправители, и получатели грузов, да и, надо сказать, под угрозу срыва поставлено выполнение плановых показателей по сбору таможенных платежей. Как вы полагаете, из этого природного форс-мажора необходимо сделать определенные выводы?

– Прежде всего хочу отметить, что все службы, задействованные в выполнении задач по нормализации обстановки, с ними справились. Незамедлительно было организовано тесное взаимодействие с пограничниками, МЧС, МВД, на посту были приняты меры сокращения сроков таможенных операций при сохранении качества контроля. За счет чего удалось пропустить весь скопившийся транспорт, стоящий на въезд в РФ, а затем закрыть движение. Транспорт, направлявшийся в Грузию, был развернут и направлен в сторону Владикавказа. Силами МЧС И АМС города для перевозчиков были созданы необходимые условия вынужденного простоя. К сожалению, часть из них по сей день находятся, так сказать, в полевых условиях и ждут открытия проезда. Но все это зависит от того, как быстро удастся расчистить место завала.

– Видимо, возникшая ситуация послужит стимулом для поиска альтернативных вариантов на случай возникновения подобных катаклизмов? В частности, сейчас все громче звучит вопрос о необходимости принятия ряда дипломатических шагов, направленных на создание возможности перенаправлять транспорт по Транскаму, через пост «Нижний Зарамаг» и далее через Южную Осетию в Грузию…

 – Сразу скажу, что мы не уполномочены влиять на принятие политических решений. Если соседние государства придут к какому-либо компромиссу, что, естественно, снизит напряженность ситуации, то личный состав таможни готов организовать логистику по этому направлению в кратчайшие сроки и обеспечить транзитное прохождение транспортных потоков даже в условиях пока еще реверсивной работы Рокского тоннеля.

– В течение последнего года из месяца в месяц количество транспортных потоков на Военно-Грузинской дороге увеличивалось. Теперь же ставшие пленниками природной стихии поставщики грузов несут серьезные потери, равно как и Северо-Осетинская таможня «села на мель» в плане сбора таможенных платежей. Выполнение плановых показателей теперь тоже под угрозой срыва?

– Как ни печально, но вынужденное закрытие проезда через «Верхний Ларс» произошло на фоне динамично расширяющихся экономических контактов. Как известно, в свое время Грузия уже отменила визовый режим, туда устремились туристы не только из Северо-Кавказского региона, но и из других уголков России. Со стороны нашего государства был отменен целый ряд фитосанитарных рисков, стали ввозиться крупные партии минеральной воды, вина, фруктов.

Какой здесь выход? Это поиски со стороны участников ВЭД других логистических направлений, но с учетом географического положения республики. Но для перевозчиков, отправителей и получателей грузов, которые планировали маршруты через «Верхний Ларс», это принесет значительные издержки, потому что часть перевозчиков уже долгое время остаются без заказов и несут убытки, другие стараются искать приемлемые направления, но говорить, что сегодня найдена достойная альтернатива, не приходится.

Мы со своей стороны организовали четкую разъяснительную работу, продлеваем без проволочек сроки транзита, но большая часть перевозчиков намерены ждать до последнего в силу различных причин. К примеру, транзитникам из Турции или Армении невозможно проехать через Азербайджан, поскольку у них нет соответствующих виз.

И таможня несет большие убытки в связи с этим. Плюс еще трагические события на Украине сыграли свою негативную роль, и часть участников внешнеэкономической деятельности не рискуют двигаться в этом направлении. В итоге Владикавказский таможенный пост в данное время фактически простаивает.

– В этой связи намерены ли вы обратиться в Федеральную таможенную службу с предложением пересмотра установленных плановых показателей в сторону их уменьшения?

– Так вопрос не ставится. У нас практикуется квартальная оценка деятельности, и, полагаю, возникшая ситуация будет учтена. Но мы планируем задействовать все резервы, пересмотрим все, что у нас находится в авансах. Дело в том, что мы провели объемную работу по привлечению на наши участки границы многих транзитных участников внешнеэкономической деятельности. Конечно, основная часть грузов не оставалась в республике, тут достаточно определенных объемов. А все остальное шло в другие регионы, но платежи формировала Северо-Осетинская таможня. План постоянно увеличивался, и мы с ним всегда справлялись. К примеру, до момента закрытия дороги план по второму кварталу 2014 года был уже выполнен более чем на 70%.

 А грузовые потоки все время росли. Не надо забывать, что не за горами и вступление Армении в Таможенный союз, что тоже станет положительным фактором в увеличении объемов перемещаемых грузов. Надеюсь, что нам всем удастся пережить этот непростой период и впредь работать в штатном режиме, укрепляя важные внешнеэкономические контакты и пополняя федеральную казну.

– Не могу не задать вам и такой вопрос. В разгар сезона у пропускного шлагбаума на «Верхнем Ларсе» приходилось постоянно наблюдать заторы… Причем люди высказывали нарекания, что простаивать приходится именно на российском сегменте, тогда как грузинский участок госграницы удавалось пересечь без томительных проволочек… С чем это связано?

– Основной проблемой на границе всегда были пробки. Это связано с тем, что число граждан и количество автомобилей, ежедневно пересекающих российско-грузинскую границу в обоих направлениях, растет с каждым годом. В пиковые сезоны, приходящиеся, как я уже говорил, на летние месяцы и вторую половину осени, декабрь и конец февраля – начало марта, пункт пропуска в своем старом виде уже не мог справиться с таким потоком людей и транспорта. Количество пропущенных транспортных средств в среднем за сутки с начала нынешнего года превысило проектную пропускную способность более чем в 3 раза, а по легковым автотранспортным средствам – более чем в 5 раз от проектной пропускной способности (400 автомобилей в сутки). В этом свою роль сыграло упрощение в одностороннем порядке со стороны Грузии, визовых формальностей в отношении граждан Российской Федерации, направляющихся на Черноморское побережье для отдыха.

Курортный сезон становится серьезной проверкой на прочность как инфраструктуры обновленного пункта пропуска, так и наших резервов. На практике пункт пропуска выдерживает нагрузку, почти в 5 раз превышающую его проектную мощность. На протяжении всех пиковых сезонов, отмечая многократно возросший интерес граждан к курортам Грузии, мы совместно с пограничной службой ФСБ России стараемся максимально ускорить и упростить пересечение границы. С января этого года пункт пропуска переведен на круглосуточный режим работы.

Для сокращения времени на проведение таможенного контроля в отношении крупногабаритных грузов и транспортных средств используется инспекционно-досмотровый комплекс, который также сводит до минимума шансы недобросовестных перевозчиков, пересекающих границу России. До момента закрытия дороги очереди на выезд и въезд были сокращены до минимума. Увы, пока природа свела все эти усилия на нет…

– Но все равно было недовольство, были и жалобы… Как вы думаете, после открытия дороги они будут звучать и впредь?

– К сожалению, должностным лицам таможенного поста нередко приходится сталкиваться с жалобами о «несправедливых» и якобы придуманных самими таможенниками порядках. Разъяснять правила прохождения таможенной границы, сдерживать негативные эмоции и при этом совершать таможенные операции, осуществлять контроль ввоза и вывоза товаров и транспортных средств – все это требует от личного состава проявления таких качеств, как высокий профессионализм, сильный характер, корректность и терпение.

З.ТИМЧЕНКО
«Северная Осетия», 30.05.2014