Осетия Квайса



Он вернулся домой…

Он — это великий режиссер Евгений Вахтангов. И он действительно вернулся домой. Рада сообщить вам, уважаемые дамы и господа, что в нашей столице в издательстве «Веста» под общей редакцией министра культуры Северной Осетии Фатимы Хабаловой вышла книга «Владикавказ в судьбе Е.Вахтангова».

«Что ж тут удивительного? — задастся вопросом кто-то. — Ведь о Вахтангове написано немало». И будет прав: написано действительно немало. Однако в родном городе выдающегося деятеля театрального искусства книга о нем выходит впервые!

Ее автор-составитель — известная владикавказская поэтесса, специалист по связям с общественностью и СМИ Национальной научной библиотеки РСО-Алания Наталья Куличенко — испытывает (это видно невооруженным глазом) к своему именитому земляку чувства искренние и глубокие.

«Мне, автору этого материала, — признается она, — вдвойне приятно напомнить миру об этом замечательном жизнерадостном человеке и Мастере: я родилась и живу в том самом доме на берегу Терека в центре Владикавказа, где родился и рос Евгений Багратионович, и я тоже окончила ту самую гимназию (ныне Владикавказская ордена «Знак Почета» гимназия № 5 им. А. В. Луначарского), где прошли детство и юность Вахтангова».

Надо ли после этого говорить, что все, о чем пишет Наталья Куличенко, она пропускает через себя, да что там пропускает, она взирает на мир из тех же окон, из которых любовался им некогда сам Евгений Вахтангов…

Книга, богато иллюстрированная фотографиями, начинается с рассказа о детстве будущего знаменитого режиссера, о семье, в которой ему довелось родиться и расти, о гимназии, где выкристаллизовывался его дух, о первых соприкосновениях с чудом по имени Театр (оно тоже произошло здесь, во Владикавказе), о любви, которая настигла его в нашем городе, поразив в самое сердце и озарив путь на долгие-долгие годы.

Вот с фотографии взирает на нас юный Евгений Вахтангов той поры, а вот он с третьей студией МХАТ, вот с сыном Сергеем, вот гуляет по Копенгагену (1912 год), а вот опять в родном Владикавказе. Именно здесь, в городе на Тереке, рождался великий режиссер, новизна метода которого, по признанию известного советского театрального режиссера и педагога Георгия Товстоногова, заключалась в том, что в его спектакле актер перевоплощался в образ, как бы просвечивая его всей мыслью, и, играя роль другого человека, выражал и себя, и свою позицию.

В литературно-художественном издании «Владикавказ в судьбе Вахтангова» очень хорошо и подробно рассказано и о театре победившей революции, и о роли Вахтангова в нем. Эта роль была столь велика, что в 1921 году на праздновании десятилетия поступления Вахтангова в Художественный театр один из его основоположников — прославленный Константин Станиславский снял со своей груди золотой значок основателя театра (таких всего было три) и приколол его на грудь Вахтангова.

Тогда же он подарил Евгению Багратионовичу свой портрет с надписью, не нуждающейся ни в каких комментариях: «Милому, дорогому другу, любимому ученику. Талантливому сотруднику, единственному преемнику, первому, откликнувшемуся на зов, поверившему новым путям в искусстве; много поработавшему над проведением в жизнь наших принципов; мудрому педагогу, создавшему школы и воспитавшему много учеников, вдохновителю многих коллективов; талантливому режиссеру и артисту, создателю новых принципов революционного искусства. Надежде русского искусства, будущему руководителю русского театра».

Кстати, о новом революционном искусстве. Его символом и одновременно лебединой песней Вахтангова стала блистательная постановка «Принцессы Турандот», в которую умирающий от рака режиссер вложил всю свою страсть, все свое мастерство, весь свой пыл…

Есть в книге Натальи Куличенко и высказывания о Вахтангове его учеников и последователей (среди учеников имена знаковые: Б.Е.Захава, Б.В.Щукин, Р.Н.Симонов, Ц.Л.Мансурова, Ю.А.Завадский, Е.Г.Алексеева, А.А.Орочко и другие), и стихи о нем — Марины Цветаевой, Владимира Высоцкого, Ирины Гуржибековой, Валентины Бязыровой, есть история в фотографиях, рассказывающая о ролях, им сыгранных, есть информация о Вахтанговских днях в Северной Осетии, сведения об увековечении памяти великого режиссера, даты его жизни и творчества, повествование о потомках (сын Евгения Багратионовича — Сергей Евгеньевич — стал известным архитектором, а внук — Вахтангов Евгений Сергеевич — живописец и сценограф). И все это сделано автором-составителем добротно, с любовью.

На любви хочется остановиться особо. Мне очень понравилось приведенное в книге высказывание о Мастере блистательной актрисы Московского академического Вахтанговского театра, народной артистки России, великолепного театрального педагога, лауреата множества творческих наград и премий Людмилы Максаковой.

«Владикавказ, — утверждает она, — это для нас, актеров-вахтанговцев, священное место и начало начал. Это — родина нашего великого учителя, основателя нашего театра Евгения Багратионовича Вахтангова. Здесь его корни, здесь начиналась его театральная биография…»

Не правда ли, здорово сказано! И с какой любовью и уважением к городу, подарившему человечеству великого Вахтангова.

А что же Владикавказ, помнит ли он об этом, всегда ли с должным вниманием относимся к памяти о нашем замечательном земляке, к дому, в котором он родился и рос? Думается, тут есть над чем поразмыслить.

Ольга РЕЗНИК
«Пульс Осетии», 22.04.2014