Осетия Квайса



Остановить трагедию на дорогах

Очередной выпуск программы «Позиция» был посвящен одной из самых злободневных тем — ситуации на дорогах. Поток автомобилей в Северной Осетии просто огромен. Во Владикавказе вообще ни пройти, ни проехать. Но есть ведь и другие города, где еще больше поток автомобилей, но такого катастрофического количества дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом не наблюдается.

В программе приняли участие депутат парламента РСО-Алания Светлана ДОЕВА, заместитель начальника Государственной инспекции безопасности дорожного движения Артур БЕКОЕВ, депутат Парламента РСО-Алания, главный редактор газеты «Пульс Осетии» Юрий ФИДАРОВ.

Юрий ФИДАРОВ. Скажите, пожалуйста, как профессионал, чем объяснить такой всплеск аварий? Мы можем говорить о положительной динамике, отрицательной динамике, но каждый божий день идет информация от того же ГИБДД, что произошло очередное дорожно-транспортное происшествие с летальным исходом. Как, например, недавно в Моздоке. Или молодая девушка 19 лет на мощном джипе сбивает насмерть человека только из-за того, что выехала на полосу встречного движения. Когда этой девочке выдавали права на вождение, ей же было четко сказано, что есть три «железобетонных» пункта в правилах дорожного движения: не превышать скорость, не выезжать на полосу встречного движения и не проезжать на красный свет. Как эти люди получают права?

Артур БЕКОЕВ. Когда водитель четко знает правила дорожного движения и соблюдает их, это уже определяет человека, что он сознательный.

 При этом я бы добавил к этим трем правилам также преимущество пересечения перекрестка. Это означает, что есть регулируемые перекрестки, а есть перекрестки, где по правилам дорожного движения есть определение главной дороги. Водители, пренебрегая этими правилами дорожного движения, совершают ДТП. Анализируя статистику дорожно-транспортных происшествий, мы определяем причины и сопутствующие факторы, которые могли спровоцировать их. То есть, помимо нарушений ПДД водителями, мы еще видим проблему в содержании дорог, именно в содержании перекрестков. Это и регулирование перекрестков светофорами, и нанесение разметки…

Юрий ФИДАРОВ. Совсем недавно прошла информация, что 80 % дорожной разметки нет. Это так?

Артур БЕКОЕВ. Госавтоинспекцией, именно подразделением, которое я возглавляю, ведется работа по принятию мер по нанесению дорожной разметки. Как известно, в зимний период нанести разметку мы не можем, при этом в весенний период должны приложить все усилия и мы, и администрация города, и районные службы дорожных коммунальных служб по нанесению дорожной разметки. Как мы знаем, дорожная разметка один из критериев проявления бдительности водителя, чтобы не допускать правонарушения, управляя транспортным средством.

Светлана ДОЕВА. Хочется обратить внимание вот на что, беседуя с Артуром, и найти какой-то выход из создавшегося положения. У нас в Осетии сегодня модно проводить большие мероприятия, свадьбы в ресторанах. Всегда подъезжает много машин, и, разумеется, парковки не хватает. Все водители, все гости, которые приехали на личном транспорте, садятся за стол, и, конечно, без почетных бокалов, без тостов не обходится. После чего эти же гости выходят и садятся за руль. Рядом с кем-то же за столом сидел этот человек, и его, наверное, должны остановить? Каждый должен на своем месте препятствовать тем, кто за рулем любит выпить. Мне так кажется.

Юрий ФИДАРОВ. Пока в нашей республике не станет стыдно выпивать за рулем, эту проблему не решить. Надо покрывать позором каждого, кто нарушает правила дорожного движения. Тем молодым ребятам, которые выезжают на встречную полосу, на красный свет и т. д., кажется, что они герои, что они умнее всех. А мне кажется, что у них проблемы с головой. Только абсолютные дебилы или дегенераты способны вести себя так на дорогах.

Светлана ДОЕВА. Мне кажется, что в такой ситуации эти ребята в первую очередь ставят под угрозу свою жизнь, жизнь пешехода, а родителей заставляют страдать. И когда порой поступает звонок, дескать, вот совсем недавно лишили прав, помоги, — потом выясняется причина: сел за руль в нетрезвом состоянии. Как не стыдно звонить с таким вопросом, если ты сидел за рулем пьяный? И тут на первый план выносится социальный вопрос. Он, оказывается, таксует — содержит троих детей, мать старушку… Напрашивается вопрос: когда он сидел и выпивал, почему он не думал о своей престарелой матери, о своих детях, жене?.. Мне кажется, надо больше проводить информационной работы.

Юрий ФИДАРОВ. По большому счету все знают правила дорожного движения, значит, кто-то их нарушает умышленно?

Артур БЕКОЕВ. Я бы сказал, культура поведения человека исходит из семьи, из общества. Если человек хорошо воспитан, он сознательно относится ко всем нормам и правилам поведения. Я думаю, человек должен быть одинаковым всегда и везде. А то, допустим, перед мамой, перед родителями он хороший, а выходит на улицу — он другой. Я не хочу сказать, что у нас плохая молодежь, она у нас очень хорошая, но есть такие моменты, где они что-то недопонимают. Недавно, проезжая мимо ГМИ, я увидел нарушителя правил дорожного движения, который припарковал машину неправильно. Я забрал у него документы и велел прийти ко мне в ГАИ. Они пришли вдвоем, два молодых парня. Я начал вести с ними разъяснительную беседу. Объясняю им, чтобы из дому не выходили в спортивной форме, при этом еще и небритые. А нарушение правил дорожного движения вообще недостойная мужчины вещь. Я вызвал своих ребят и велел им провести с ними профилактическую работу. Но при этом говорю, чтобы больше воздействовали на их сознание, на мозг. Больше надо заниматься именно воспитанием молодежи. При этом надо дать определение тем старшим, которые закрывают глаза на то, что их дети ведут себя неправильно. Когда твой ребенок приходит поздно или не в том состоянии, отец же должен спросить, где он был и чем занимался? Родитель должен знать, чем его ребенок занимается и что полезного в будущем из него получится для общества.

Юрий ФИДАРОВ. Когда твой ребенок садится за руль пьяным и у него отбирают права, то с какой совестью можно просить, чтобы ему их вернули? Ведь именно из-за таких родителей они чувствуют себя неуязвимыми и ведут себя так нагло на дорогах. Именно поэтому они и с вами, с сотрудниками ГИБДД, ведут себя так по-хамски. У кого-то там брат, сват и т. д. Пока мы не положим этому конец в республике, до тех пор эти убийцы за рулем будут убивать. Убийц во всем мире карают. Если человек, севший за руль в нетрезвом состоянии, убил человека, он должен не просто прав лишиться, не условные сроки получать, как у нас некоторые получают, и не пять лет за пять трупов, когда на улице Горького пьяный водитель снес насмерть пятерых ребят. И самое страшное то, что те, с кем он пил, сказали, что не видели, чтобы он выпивал. Хотя все знали, что он напился до безобразного состояния, а потом сел за руль и одним махом убил пять человек. Безнаказанность порождает вседозволенность — вот в чем наша проблема. Может, надо быть жестче в этих вопросах?

Артур БЕКОЕВ. С этим я могу поспорить. Что, в советское время законы были строже? У нас раньше было то же самое: лишение прав, административный штраф, административное привлечение для сотрудников, лишение свободы на пятнадцать суток, привлечение к общественным работам. Это все у нас и сегодня есть. Но зачем человек допускает подобные ситуации, не думает о том, что он делает? Допустим, человек занимался извозом пассажиров, его остановили выпившим, его лишают прав и штрафуют на 30 тысяч рублей. Если он повторно садится за руль пьяным, его опять штрафуют на 30 тысяч как повторника и уже сажают на пятнадцать суток. При этом я бы хотел сказать, что это правонарушение идет в ущерб не только ему, но и его семье. Но семья же видела, что происходит. Почему они не воспрепятствовали ему? Кстати, у нас часто лишают прав и женщин. Они, даже те, кто является матерями, часто садятся за руль в нетрезвом состоянии. А если брать в общем, то в день в среднем попадается около 15 водителей. Если эту цифру умножить на количество дней в году, получится 5475 человек. Столько человек в Осетии лишается водительских прав.

Юрий ФИДАРОВ. Вы назвали примерно пять с половиной тысяч каждый год. Вот эти пять с половиной тысяч лишаются прав?

Артур БЕКОЕВ. Конечно. Если на пять тысяч составляются дела, то судами принимаются меры. И я еще не знаю ни одного факта, чтобы суд кого-то оправдал. Наоборот, идет предвзятость к этим водителям, дается оценка их поведения.

Юрий ФИДАРОВ. Мы не можем обойти момент, который касается видео- и фотофиксации. Мнения по этому поводу даже среди депутатов парламента разделились. Одни говорят, что везде, где стоят фиксаторы, должны быть предупреждения для водителей, чтобы он знал, что его зафиксируют. Другие говорят, он не должен знать, чтобы потом заплатил штраф.

Светлана ДОЕВА. Ознакомившись с информацией Контрольной счетной палаты, мы видим, что каждый водитель в республике дважды должен быть оштрафован. До 500 тысяч постановлений нарушений на сумму 180 миллионов в 2013 году. Если поделить на владельцев машин, то по два нарушения получается. Это просто катастрофа, эти цифры потрясают воображение.

Артур БЕКОЕВ. Вы сказали, что в пределах города, где есть фотовидеофиксация, человек должен видеть предупреждающий знак. У нас эти камеры выявляют нарушения скоростного режима. Если человек, который управляет транспортным средством в городе, где определена скорость 60 км/час, адекватный, я думаю, он не будет превышать скорость. А если его выявляет камера и он не осознает, что он нарушает, какой ему знак еще может помочь? А если человек едет по городу со скоростью 60 км/час, а около школ сбавляет до 40 км/час, то это нормальный человек и знак ему не нужен.

Юрий ФИДАРОВ. Но надо же что-то делать, принимать какие-то решения? Целое поколение выбивается. Нельзя же просто сидеть сложа руки? Еще одна тема, которую я не могу не затронуть, это маршрутные такси.

Артур БЕКОЕВ. Есть требования, есть закон. Есть требования, предъявляемые именно к тем руководителям, которые осуществляют пассажирские перевозки. На сегодняшний день у нас по Владикавказу пассажирскими перевозками занимаются администрация города и министерство транспорта, «Автоколонна-1210». Исходя из требований, которые предъявляются к транспортным средствам, осуществляющим пассажирские перевозки, они должны быть в одном предприятии. Тот водитель, который осуществляет перевозки, должен утром при выезде из гаража проверить техническое состояние транспорта и пройти медосвидетельствование. Врач должен померить ему давление, проверить на алкоголь. На сегодняшний день если эти проблемы есть, значит, за них несут ответственность руководители предприятий. Я думаю, надо не только принимать меры административного воздействия на водителей, но и подвергать юридической и уголовной ответственности именно тех руководителей, которые за это отвечают.

Светлана ДОЕВА. В советские времена я работала на предприятии «Автоколонна-1440», которая осуществляла пассажирские перевозки. Я очень хорошо помню, как каждый водитель накатывал свой маршрут, знал опасные участки, знал, где какой мост, где какой переход. В машине у каждого водителя была схема маршрута с обозначением опасных участков. Все водители проходили медосвидетельствование, также весь транспорт досматривался механиком. Неужели сегодня нельзя вернуть то хорошее, что было? Я согласна с Артуром, что весь автотранспорт, который занимается пассажирскими перевозками, должен находиться у государства и должен контролироваться.

Артур БЕКОЕВ. А я бы хотел обратиться еще и к водителям, которые перевозят своих детей. Дело в том, что при резком торможении вес пассажира, сидящего на переднем сидении, увеличивается в четыре раза. А если ребенок у него на руках, то раздавить ребенка ничего не стоит. Поэтому хочется призвать водителей пользоваться детскими удерживающими устройствами и не допускать нарушений, которые могут привести к трагедии.

Светлана ДОЕВА. В заключение я бы хотела обратиться и к пешеходам. Давайте будем внимательнее, старайтесь не давать водителям лишний раз повод нарушать правила и ставить их в неловкое положение. Ведь пешеходы такие же участники дорожного движения, и их вина в беспределе, творящемся на наших дорогах, тоже есть.

Юрий ФИДАРОВ. Сегодняшняя тема, к сожалению, неисчерпаема. Пока же нет безопасности на дорогах, и продолжается череда смертей. К чему эти бессмысленные жертвы? Ради баловства наших младших, ради пренебрежения правилами мужчин вроде зрелых, вроде разумных? Но почему мы уподобляемся тем странам, которые называют банановыми республиками, где о правилах дорожного движения, судя по репортажам СМИ, имеют весьма отдаленное представление? Мы же считаем себя цивилизованной нацией, цивилизованной республикой. По количеству образованных людей на душу населения мы обогнали не только Россию, но и весь мир, а больше всех людей погибает на наших дорогах. Нам должно быть стыдно за это.

«Пульс Осетии», 08.04.2014