Последняя электричка
Популярный хит из советского эстрадного репертуара актуализируется в свете последних реорганизаций. ОАО «Российские железные дороги» приняло решение сократить или вовсе отменить пригородное сообщение в большинстве регионов страны. Непопулярная мера вызвана экономическими мотивами.
Отсутствие действенного механизма бюджетных компенсаций за пригородные перевозки пассажирским компаниям, занимающимся данным видом транспортировок, привело к накоплению огромных долгов – регионы задолжали ППК в общей сложности 8 миллиардов рублей. С учетом предыдущих лет задолженность достигла баснословных 30 миллиардов рублей. В итоге только в январе РЖД отменили 144 пригородных поезда в 26 регионах, которые присоединились к незавидной участи более 300 составов, урезанных в предыдущие два года.
Низкие тарифы и льготы изначально делают пригородное сообщение убыточным. Спасает только субсидирование со стороны федерального центра, однако средства из госбюджета выделяются не в полном объеме. Видимо, терпению РЖД, несущих постоянные убытки, пришел конец. Сейчас компания строго решила заключать договора только на реально оплаченные услуги. Экономически обоснованный тариф проезда на электричке значительно выше нынешнего (из Беслана до Владикавказа – 18 рублей, для льготников – 50% цены проезда), который подпитывался государственными субсидиями.
Коснулась железнодорожная неприятность и жителей Северной Осетии. С 15 марта отменены пригородные поезда по маршруту «Беслан – Владикавказ» и обратно, а электричка до Прохладного теперь будет отправляться не из столицы республики, а от перрона бесланского вокзала. Льготники, подсчитывающие каждую копейку скудных семейных бюджетов, получили очередной «подарок». Сэкономить на проезде теперь не получится: единственный альтернативный вид транспорта для путешествующих из Беслана во Владикавказ – маршрутное такси за 25 рублей.
Генеральный директор Северокавказской пригородной пассажирской компании Андрей Лесниченко подчеркнул, что проблема приобрела острый характер на общефедеральном уровне. «Сложность в том, что сегодня пригородные перевозки в стране являются убыточными. Разницу между экономически обоснованным тарифом и стоимостью проезда для населения должны компенсировать регионы. Правительством России дано поручение РЖД, дочерним предприятием которых мы являемся, не накапливать кредиторскую задолженность. К сожалению, средств, выделяемых Правительством Северной Осетии, не хватает на полное погашение затрат. А за прошлый год вообще компенсация не производилась, несмотря на то что в бюджете было заложено более семи миллионов рублей. Хочу подчеркнуть, мы осуществляем перевозки по Северному Кавказу, Ростовской области и частично Краснодарскому краю, и вопрос остро стоит в каждом без исключения субъекте. Задолженность в общей сложности составляет около 3 миллиардов рублей. В Кабардино-Балкарии, например, очень схожая с североосетинской ситуация.
Выход один – нужно создавать действенный механизм возмещения затрат. Пока мы вынуждены были приостановить или ограничить пригородное сообщение, хотя прекрасно понимаем, насколько социально важны электрички. Много студентов, федеральных льготников пользуются электричками «Беслан – Владикавказ». Радует, что руководство республики готово к конструктивному диалогу, есть понимание проблемы в Минтрансе РФ. Должна сказать свое слово и региональная тарифная комиссия по РСО–А. Предстоят переговоры, процесс нелегкий, но будем надеяться на положительное разрешение сложившихся обстоятельств».
Крайним, как всегда, в выяснении отношений монополистов с властями оказалось население. Те люди, которые считали и считают электричку надежным и недорогим видом транспорта. Кто ежедневно из Беслана, Заводского, Михайловского по утрам спешит на работу и на учебу во Владикавказ. Сегодня они сотнями штурмуют маршрутки и вынужденно экономят на обедах…
В.ТУГАНОВ
«Северная Осетия», 19.03.2014