Осетия Квайса



Южная Осетия. Где друзья, а где враги

Анатолий ЧЕХОЕВ, политолог

Избави меня Бог от друзей, а с врагами я сам справлюсь.
/Наполеон/

Копия 2_1Вряд ли сегодня кто-либо может однозначно объяснить, что же происходит в Южной Осетии. Вчерашние успешнейшие и блестящие (?!) функционеры и менеджеры сегодня получают самые нелицеприятные оценки своей деятельности. Налицо кризис, и не беспричинный, весенний, а логически выстроенный за последние 1,5 года. Считается дурным тоном напоминать о своих, ранее высказанных предостережениях. И тем не менее… Желающие могут обратиться к прежним публикациям и убедиться, что, к сожалению, я оказался прав в своих прогнозах и анализе.

К сожалению потому, что в Южной Осетии вместо мобилизации и концентрации всех сил на решение глобальной, стратегической задачи по укреплению и развитию государственности, завоеванной нашим народом и  дарованной нам Великой Россией в августе 2008 года, увлеклись мелкотравчатой борьбой и грызней. Перетягивание одеяла власти на себя, формирование команд «единомышленников» по интересам, и  не всегда  государственным, коррупция, кумовство и родственность приобрели у нас самые неприглядные формы.

Давайте сделаем краткий экскурс и попытаемся объяснить алгоритм поведения власти, его логику.

Сразу после войны Президент отправляет в отставку все правительство. Все министры в одночасье стали и.о., их ответственность была сведена на нет, и, в лучшем случае, они стали заниматься обустройством своих министерств, напрочь забыв о функциональных обязанностях. В какой-то мере эти шаги нашли бы объяснение, если бы в этой экстремальной обстановке был создан какой-либо Чрезвычайный госкомитет по управлению республикой во главе с Президентом, замкнувшим на себя все исполнительно-распорядительные функции, работающий в режиме военного времени, в том числе и в части ответственности! Вместо этого был создан Комитет по восстановлению РЮО с абсолютным, как предполагалось, контролем за поступающими средствами и гуманитарной помощью, с суперправами и – без никакой ответственности! В итоге – Правительства нет, Госкомитет не внушает доверия, гуманитарная помощь большей частью, возможно, расхищена, финансовая помощь России, огромные федеральные деньги, зависли в воздухе – некому их доверить!

Именно в первый послевоенный месяц сложилось устойчивое мнение о недееспособности руководства РЮО. Именно это, а не мифические происки каких-то российских чиновников, послужило основанием для такой формы взаимодействия российских министерств и ведомств с Южной Осетией, когда каждый, даже  ничтожный документ требовал дополнительных согласований и тройного контроля. В памяти остались слова В.В. Путина: «Работайте, осваивайте, надо будет – еще дадим!» К великому сожалению, все освоение свелось тогда к выплате единовременных компенсаций (с проблемами по спискам получателей), и выплатам заработной платы чиновникам. Твердо уверен, что если бы в первые 12-15 дней на свет появилась более-менее внятная программа восстановления Южной Осетии с обозначенными действиями, волей Президента и исполнительной власти, то никаких задержек в финансировании, на что сегодня делают упор в РЮО, не было бы. Так же, как не было бы необходимости в создании МВК и «Дирекции по реализации проектов восстановления РЮО». Правительство России вынуждено (!) было работать с Южной Осетией не как с независимым государством, а как со своим субъектом РФ. Так что команда В. Бровцева родом из сентября 2008 года.

Кадры решают всё! А вот их-то в нужный момент у Э. Кокойты не оказалось. Более того, за период его президентства из республики были выдавлены многие более-менее перспективные специалисты, с заменой их представителями своего клана. Показателен пример с назначением Председателем Правительства А. Булацева. Скорее всего, Э. Кокойты увидел в нем не человека с большим опытом работы, умением внести системность и четкость, а реальную альтернативу самому себе – отсюда и грязная история с его болезнью и последующей отставкой.

Видя полную беспомощность команды Э. Кокойты, уже в начале 2009 года начала формироваться реальная оппозиция его режиму. Был сформирован Координационный Совет (КС), собралась серьезная команда из профессионалов, была разработана собственная программа выхода из социально-экономического кризиса. Форум, проведенный в октябре в Москве и собравший более 550 делегатов, большая половина которых приехала непосредственно из Южной Осетии, показал, что Координационный Совет пользуется серьезной поддержкой. Тут же сразу посыпались обвинения в попытке захвата власти, угрозы, и даже аресты. Увы, сегодня это реальная опасность для любого, несогласного с «официальным курсом». Подавление, насилие, насаждение страха – вот главная формула власти, а точнее, формула сохранения и укрепления собственной власти.

Важным, определяющим моментом в истории молодого государства должны были стать выборы в Парламент. Именно два института власти, Парламент и Президент, определяют внешнюю и внутреннюю политику государства, очерчивают реальные контуры будущего на десятилетия вперед. Именно здесь мы вправе были ожидать притока свежих сил, обремененных знаниями и опытом в новых, современных условиях. Поучителен опыт стран Восточной Европы, Прибалтики в привлечении представителей своего этноса на службу Родине. У нас получилось всё с точностью наоборот. Пресловутый ценз оседлости закрыл путь на Родину активной, яркой части осетинского общества. Мои многочисленные беседы с людьми на эту тему сводились в конечном итоге к одному – мы бы хотели вернуться, работать, а прислуживать, извините, не обучены, и не хотим.

Вот уже год работает парламент и обозначенный алгоритм – «мы поддерживаем Президента и всё, что он предлагает» – уже дал свои результаты: нет внятной экономической программы, эффективной налоговой политики и, как следствие, новый отток населения.

Прошу понять правильно. В Парламенте РЮО сегодня собраны люди достойные, претерпевшие все тяготы и лишения со своим народом, с оружием в руках защитившие его от агрессора. Таких немало. Но ущербен сам подход к формированию парламента. Будем откровенны. Сегодня реально партией может называться только коммунистическая, возглавляемая С. Кочиевым, а остальные партии – в большинстве своем кабинетные, находящиеся под прикрытием власти. Отсюда и численность их, и проценты на выборах, и парламентские списки, которые правились одной ручкой. Хотим мы того или нет, но история от нас требует, чтобы во власти были компетентные люди, профессионалы – патриоты, имеющие право голоса, и умеющие отстаивать интересы молодого государства на любом уровне.

Сегодня все в недоумении разводят руками – откуда взялась команда В. Бровцева? А ответ лежит на поверхности. Изначальная ориентировка на свои, клановые кадры, в конечном итоге, привела к параличу исполнительной власти. Создался вакуум, который обязательно должен был заполниться. В экономике и политике свои законы, они не терпят дилетантского вмешательства и жестоко наказывают несогласных с ними.

В свое время я резко выступил против прихода команды В. Бровцева, передачи им всех рычагов управления. Ведь было сразу видно, что это не персонажи светловской «Гренады». Скорее всего, они поставили себе четкие задачи: первое – можно наработать имидж эффективного кризисного управляющего, что сегодня в России крайне востребовано, и второе – попытаться заработать. И мне кажется, что обозначенные в прессе суммы их денежного вознаграждения в реальности требуют существенного уточнения. Без детального и компетентного расследования сегодня трудно сказать, в какой части они достигли успеха, но факт остается фактом, что уже в октябре прошлого года вся власть перешла к «озёрским».

Известна формула – у кого в руках кадры и деньги, тот и управляет. По сути, после сентября 2009 года вся деятельность Президента свелась к активной «международной» деятельности в субъектах РФ с широкомасштабной раздачей наград РЮО, а в последнее время – в помпезно обставленных представлениях с передачей ключей от квартир немногочисленным счастливчикам-погорельцам. Алогичные действия Э. Кокойты сложно поддаются анализу,  наверное, ему кажется, что он всех перехитрил, и сегодня сможет всё свалить на «варягов» и выскочить «сухим из воды». Я оказался прав в своих прошлогодних сентябрьских прогнозах – они сбылись с абсолютной точностью.

Вполне возможно, Президент сегодня мнит себя великим стратегом – что он, мол, не причём, это политические партии, люди высказывают недоверие В. Бровцеву, это прокуратура и другие контрольные органы проявляют принципиальность… Но все это шито белыми нитками. Президент прекрасно понимает, что для него выгоднее, если команда Бровцева будет вынуждена сама уйти в отставку, тогда есть возможность все проблемы свалить на них, а самому получить определенный маневр в отношениях с Россией.

Да, не с руки сегодня портить отношения с покровителем, который дотирует 98,7% республиканского бюджета. Но и команда В. Бровцева вряд ли согласится с ролью «мальчиков для битья». И вот тут тупик. Э.Кокойты и В. Бровцев стали заложниками ситуации. Судя по всему, договориться сложно, а «кое-что» связывает руки. Несомненно, что от резких движений их предостерегает и Россия, последние «консультации» в Москве – подтверждение тому, ибо её имиджу и авторитету будет нанесен существенный ущерб.

Хотя, что говорить, ведь готов был на всё Кокойты  20-го марта, в день проведения митинга погорельцев. Можно предположить, какие провокации и силовые действия готовились в тот день, и всё без оглядки на Россию, да и «советники-доброжелатели» призывали не церемониться.  Кстати, уж не те ли это советники, кто на фоне столкновения власти с оппозицией в одночасье могли превратиться в единственную силу, как бы «способную» взять ситуацию под контроль? Но они просчитались. У руководства оппозиции хватило мудрости, ответственности и мужества вовремя остановиться. И это исключительно ради интересов России и Южной Осетии.

Так что же дальше? Судя по всему, В Цхинвале существенно сместились ориентиры – трудно разобрать, где друзья, а где враги. Похоже, время, когда назначались друзья и враги, проходит. Выскажу, на первый взгляд, крамольную мысль – сегодня больше всех отставки президента хочет сам Президент – Э. Кокойты, но отставки цивилизованной, со всеми гарантиями неприкосновенности как себе, так и своему окружению, с сохранением своих позиций в Южной Осетии. Так, может быть, здесь надо искать объяснение происходящему?!

До выборов президента осталось совсем немного, и новый премьер, скорее всего, будет последним при нынешнем президенте, и он, несомненно, может стать ключевой фигурой. Вряд ли кто-либо поддержит третий президентский срок. И здесь есть два варианта. Первый – назначается премьер из «своих», который выдвигается впоследствии кандидатом в президенты, побеждает и назначает премьером Э. Кокойты. Второй – то же самое, но действующий президент, после назначения премьера, подает в отставку, и тут же назначаются досрочные выборы президента. В этом случае у тех, кто готовится к президентским выборам, будет скомкана вся программа действий, а с учетом «ценза оседлости» список кандидатов будет весьма ограничен и управляем.

В обоих случаях потребуется мощный административный ресурс и масштабная раскрутка премьер- министра. Именно он, наверное, станет инициатором разоблачений, громких уголовных процессов с осуждением на длительные сроки. И тут команда В. Бровцева, похоже, оказалась в нужное время в нужном месте – на закланье, хотя к ним могут присоединить и кое-кого из наиболее одиозных фигур близкого окружения. Ради самосохранения можно пойти на всё! Но, к сожалению, это будет всего лишь смена вывески. Во власти останутся все те же лица, с прежними существующими приоритетами и целями.

Несмотря на примитивность, эти планы имеют право на жизнь, так же как и возможный третий срок президентства нельзя исключать полностью. Но я бы посоветовал внимательнее посмотреть за окно. Конечно, можно заказать и изготовить «глобус Южной Осетии», но это не прибавит весомости и авторитета, и станет очередным сувениром. А в реалиях большой политической игры в Закавказском регионе Южная Осетия в своем нынешнем положении может стать «картой на сброс», ничего не значащей и ничего не стоящей. И опасность такая существует. И вот здесь, ради нашего будущего, мы должны понять, что только политически и экономически состоятельное государство и наш мужественный народ вместе со всеми патриотическими силами, способны строить, созидать, развивать, представлять, требовать и наказывать, и определять, кто друг, а кто враг!