Осетия Квайса



Мусорный коллапс: как выйти из него?

// Если проблема утилизации отходов в большинстве цивилизованных стран мира решена, то в России и, в частности, в Северной Осетии еще только начинают искать подходы к ее решению

В нашей республике, несмотря на комплекс требований действующего законодательства в сфере сбора, транспортировки, переработки и захоронения твердых бытовых отходов, на принимаемые органами и исполнительной власти республики и администрациями местного самоуправления меры по оздоровлению экологической ситуации и наведению порядка в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами, желаемого результата нет. Северная Осетия буквально усеяна так называемыми стихийными свалками, а засоренность улиц, дворов многоквартирных домов, придомовых территорий, мест массового отдыха, обочин дорог, окраин населенных пунктов и пойм рек вызывает серьезную тревогу у населения, поскольку напрямую влияет на здоровье людей.

Превентивные меры, используемые администрациями местного самоуправления, не достигают своей цели и формируют у добропорядочных граждан чувство безысходности, а у соответствующих должностных лиц – ощущение бесперспективности проводимых мероприятий по благоустройству и санитарной уборке территорий.

 Такая ситуация стала поводом для проведения заседания «круглого стола» в Парламенте РСО–А, в котором приняли участие первый заместитель председателя парламента Станислав Кесаев, первый заместитель председателя правительства Азамат Хадиков, заместитель председателя парламента Гарий Кучиев, который вел заседание, руководители ряда федеральных структур на территории Северной Осетии, общественных организаций, главы администраций местного самоуправления муниципальных образований. В качестве гостя в состоявшемся разговоре приняла участие член экспертного совета по отходам при Министерстве строительства России, ответственный секретарь Координационного совета по отходам при Центральном федеральном округе, директор научного предприятия «Центр компетенций» Ирина Рублева.

 Заседание началось с просмотра видеоролика о выезде комиссии парламента по экологии и охране окружающей среды на полигон бытовых отходов г. Владикавказа, на ряд стихийных свалок в республике. Кадры «выхватывают» горы мусора на окраинах населенных пунктов, в поймах рек, неогражденный полигон, на котором нет твердого покрытия, нормального подъезда для транспорта. Здесь же не ведется мониторинг грунтовых вод, при том что не работают очистные сооружения. Голос за кадром констатирует: вся работа по утилизации бытового мусора сводится лишь к его сбору и вывозу. В лучшем случае отходы подвергаются захоронению. Есть, правда, в республике единственный завод по сортировке мусора, но сюда поступает лишь малая часть твердых бытовых отходов.

 – Лишь два из имеющихся в республике полигонов твердых бытовых отходов имеют лицензию на деятельность – Владикавказский и Моздокский, – сообщает в своем выступлении руководитель Управления Росприроднадзора по РСО–А Виталий Кокоев. – Бесланский недавно такой лицензии лишился.

 Как оказалось, из-за близости (всего 200 метров) от жилого квартала, что имеющимися нормативами запрещено. Норма – не менее 1,5 километра. Представители райадминистрации пытаются найти новое место, чтобы оно соответствовало такому расстоянию и к тому же не находилось в водоохраной зоне. Найти пока не удалось.

 Следует информация и о том, что на свалки бесконтрольно вывозят и содержащие ртуть люминесцентные лампы, создавая реальную угрозу отравления окружающей среды. Хотя есть на территории завода «Победит» предприятие по утилизации таких ламп «Экодом», но система их сбора не отлажена.

 Управление ведет борьбу с теми, кто загрязняет окружающую среду, предъявив в прошлом году штрафов на 583 тысячи рублей, но ситуация не меняется. На местах нет средств на оборудование отвечающих всем требованиям полигонов. Только на составление проектно-сметной документации требуются десятки миллионов рублей.

 В то же время переработка бытовых отходов могла бы принести определенную пользу. Как заметил заместитель руководителя Комитета РСО–А по охране окружающей среды и природных ресурсов Маирбек Моураов, 30,8 процента мусора – это бумага и картон, 5 процентов – пластмасса, много стекла, металлов, текстиля, кожи. Все это – дефицитные ресурсы. И привел такую тревожную статистику: в нашей малоземельной республике из-за стихийно возникающих несанкционированных свалок ежегодно теряется до 600 гектаров пахотных земель.

 – Но даже с натяжкой называемые санкционированными свалки в райцентрах явно не отвечают элементарным требованиям, – отметил ответственный секретарь Северо-Осетинского отделения Всероссийского общества охраны природы Асланбек Бекоев. – Опасные в санитарно-эпидемиологическом отношении бытовые отходы размещаются на неприспособленных объектах. Они не огорожены и не охраняются, подъездные пути к ним разбиты, на их территорию беспрепятственно проникают домашний скот и бродячие собаки.

 Практически на всех объектах размещения отходов отсутствует система сбора и очистки сточных вод и фильтрата, не проводится мониторинг состояния окружающей среды в зоне их влияния.

 Органы местного самоуправления, ссылаясь на отсутствие финансовых средств, не выполняют в должной мере возложенные на них законодательством Российской Федерации и Северной Осетии полномочия по организации сбора, транспортировки и утилизации твердых бытовых отходов. В то же время не принимают мер по оптимизации уровня оплаты населением и юридическими лицами услуг за размещение отходов. Не используют в должной мере существующие нормы Закона РСО–А «Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений».

 Не внедряются в республике и современные методы обращения с отходами, не созданы условия для привлечения инвесторов к строительству отходоперерабатывающих предприятий. А ведь переработка мусора сможет стать дополнительным источником тепловой энергии, однако максимальной пользы от утилизации отходов можно достичь, если люди начнут сортировать мусор, прежде чем его выбрасывать. Причина невыполнения многих пунктов республиканской целевой программы по решению проблем переработки и утилизации твердых бытовых отходов – недостаточное ее финансирование. Поэтому нужно выработать комплекс правовых мер по решению проблем, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов, считает Бекоев. Например: необходимо определить финансовую ответственность за утилизацию и захоронение продукции, утратившей свои потребительские свойства; узаконить дополнительные льготы для предприятий, осуществляющих низкорентабельную утилизацию отходов; создать единую систему нормативно-правового и технологического управления ТБО на протяжении всего жизненного цикла продукции от проектирования до утилизации.

 Кроме того, тариф на захоронение мусора должен быть на порядок выше, чем на утилизацию. Это станет стимулом для перехода на утилизацию твердых бытовых отходов. Необходимо также установить запрет на захоронение отходов без предварительной сортировки.

 Ирина Рублева, отметив, что всегда с удовольствием работает с представителями Северной Осетии, поскольку эти контакты бывают плодотворными, охарактеризовала общую ситуацию в стране в плане переработки и утилизации твердых бытовых отходов. Если в развитых странах перерабатывается 90 процентов от общей массы, то в России только 7-8, конкретно в Северной Осетии – 12 процентов, по данным Росприроднадзора. То есть, незначительная часть. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, Внешэкономбанк предложил схему частно-государственного партнерства, которая подразумевает финансовую поддержку проектов по переработке бытового мусора.

 Азамат Хадиков пообещал, что это предложение будет всесторонне изучено. И в целом обсуждение докладов проходило весьма заинтересованно. Станислав Кесаев обратил внимание на недопустимость ситуации, когда мусороперерабатывающему заводу более 10 лет, а рядом с ним растут горы бытовых отходов, свидетельствующие об «эффективности» работы этого предприятия. Причем Владикавказский полигон расположен над водоносным горизонтом, влияя на него явно не в положительную сторону, на что также нужно обратить внимание. А контролирующим органам – не закрывать глаза на ту же Собачью балку. Тем более что всем известно, из каких источников она загрязняется.

 – Мы действуем в интересах всех жителей республики, – отметил Гарий Кучиев. – В вопросах решения проблемы мы пойдем до конца.

 Обсудив ситуацию, сложившуюся в сфере утилизации твердых бытовых отходов в республике, участники «круглого стола» рекомендовали Правительству РСО–А создать экономически выгодные условия для привлечения инвесторов на долгосрочной основе. Создать межведомственную рабочую группу по координации деятельности по реализации инвестиционных проектов в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами.

 Отметили и необходимость привлечения частного капитала на условиях государственно-частного партнерства.

 Нужны и инвестиционные проекты, цель которых – создание объектов в рамках комплексной системы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории республики (включая выработку технических, юридических, финансовых условий реализации проекта, разработку необходимой документации, организацию привлечения частных инвесторов и финансовое закрытие проекта) с привлечением государственных финансовых инструментов, таких, как государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ», Банк развития (Внешэкономбанк) и его программы, реализуемые в рамках «Федерального центра проектного финансирования».

 Поможет и создание дополнительных льгот для предприятий, осуществляющих низкорентабельную утилизацию отходов. В связи с чем администрациям местного самоуправления г. Владикавказа и районов РСО–А поручено организовать работу телефонной «горячей линии» по вопросам санитарной очистки населенных пунктов с принятием соответствующих мер. Утвердить нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год и схемы сбора и утилизации отходов. А также организовать раздельный сбор твердых бытовых отходов (картон и бумага, энергосберегающие лампы, стекло).

 А «СО» обязуется регулярно освещать ход решения проблем, поднятых участниками заседания «круглого стола».

С.СУАНОВ
«Северная Осетия», 05.03.2014