Осетия Квайса



Тбилиси готов к диалогу с Москвой с оглядкой на Запад

// Грузия не против отношений с Россией, но от НАТО не откажется

В Тбилиси состоялось выездное заседание Военного комитета НАТО в формате 28 плюс 1 (члены альянса и Грузия). Глава МИДа Майя Панджикидзе назвала происходящее свидетельством «высочайшего уровня отношений между Грузией и НАТО», которое будет необратимо углубляться. Попутно она сообщила, что власти изучают предложение президента РФ Владимира Путина о готовности к встрече с руководством Грузии, если «у них есть желание».

Власти Грузии на заявление Владимира Путина о возможности встречи отреагировали неоднозначно. Президент Георгий Маргвелашвили сказал, что ответит после того, как проанализирует слова российского лидера и проведет консультации.

Премьер-министр Ираклий Гарибашвили, по Конституции являющийся первым лицом страны, объявил, что готов к диалогу.

Не оставил без внимания происходящее бывший помощник заместителя государственного секретаря США Мэтью Брайза, находящийся в Тбилиси с частным визитом. Ожидалось, что после ухода Саакашвили Москва подаст знак к сотрудничеству. Решение президента Маргвелашвили пройти консультации, чтобы сформировать стратегию, разумно, поскольку после Олимпиады Кремль попытается усилить воздействие на Тбилиси с использованием всяких рычагов для торможения подписания договора Грузии об ассоциации с Европой, и в конечном итоге процесса вступления в НАТО, заявил Брайза на пресс-конференции.

Глава МИДа Майя Панджикидзе, отвечая на вопросы журналистов, сообщила, что вопрос российско-грузинской встречи на высшем уровне, возможно, будет рассмотрен на переговорах между замминистра иностранных дел РФ Григорием Карасиным и спецпредставителем премьер-министра Грузии по отношениям с Россией Зурабом Абашидзе, которые состоятся в конце февраля. При этом министр предупредила: «Наш прозападный вектор не изменится».

В этом вопросе позиции властей и оппозиции – бывших властей Грузии – совпадают. Например, экс-спикер парламента Давид Бакрадзе вовсе заявил, что встреча с Владимиром Путиным может быть полезной в одном случае – если грузинское руководство сумеет донести до Кремля, что курс Тбилиси на вступление в НАТО не изменится и что территориальная целостность Грузии должна быть восстановлена. Стоит, наверное, вспомнить, что еще недавно представители политического истеблишмента Грузии высказывались иначе, заявляя о готовности кардинально пересмотреть внешнеполитический курс страны, если это поможет восстановить юрисдикцию в Абхазии и Южной Осетии.

Причину нынешнего «воодушевленного высокомерия», очевидно, следует искать в упоминавшемся выше приезде делегации Военного комитета НАТО во главе с его председателем, генералом Кнутом Бартелсом. Он всецело одобрил западный выбор Грузии. Генерал Бартелс высоко оценил заслуги грузинских властей перед альянсом, степень сотрудничества в Афганистане, выразил соболезнование семьям погибших там грузинских солдат и офицеров, а на встречах с руководством Грузии – президентом и премьером – затронул вопросы продолжения пребывания в Афганистане грузинских подразделений после вывода из этой страны основных сил НАТО.

Тбилиси заинтересовался «проектом», особенно по той части, которая предполагает обучение афганских военных. Министр обороны Ираклий Аласания выразил также готовность командировать подразделения для участия в операциях сил НАТО быстрого реагирования. Грузинские власти не против и того, чтобы территория страны использовалась для вывода войск альянса из Афганистана. Генерал Бартелс одобрил и это – будущее Грузии в Североатлантическом альянсе. После чего в отеле Radisson Blu Iveria состоялось закрытое для прессы выездное заседание Военного комитета НАТО.

По мнению эксперта по российско-грузинским связям Константина Чиквиладзе, отношение властей Грузии к инициативе Владимира Путина, которое можно охарактеризовать как демонстративное «принято к сведению», ни к чему хорошему не приведет. «Если руководство страны реально желает решать проблемы, то само должно искать возможности коммуникации с Москвой, а не наступать снова на старые грабли. В нашей ситуации невозможно и в НАТО идти, и с Россией договариваться по вопросам Абхазии и Южной Осетии. Не учитывая интересов России, невозможно добиться от нее позитивных сдвигов в плане улучшения российско-грузинских отношений», – заявил «НГ» Чиквиладзе. Он называет показательной реакцию президента Маргвелашвили на предложение президента РФ. «Маргвелашвили сказал, что проконсультируется с партнерами. И это в той ситуации, когда, повторюсь, сами должны искать и находить возможности для диалога с Кремлем», – сказал «НГ» эксперт.

Руководитель Южнокавказского института региональной безопасности Александр Русецкий склонен считать, что схватка между Западом и Россией за весь регион, и Грузию в частности, после некоторого вялого периода опять входит в фазу обострения. «Ничего хорошего от такого противостояния, конечно, ожидать не приходится. И глубинная причина этого заключается в том, что между РФ и США нет той культуры взаимоотношений, которая была бы ориентирована на обоюдную пользу и не в ущерб тому или иному региону», – заявил «НГ» Русецкий. По его словам, подобное жесткое столкновение интересов создает новые «линии фронта», как, к слову, происходит в Украине. Александр Русецкий считает, что ситуация осложняется слабостью традиций национального согласия и толерантности внутри «субъектов интересов сверхдержав», а отсутствие внутреннего политического буфера и адекватного уровня национального достоинства приводит к противостоянию агентов влияния двух полюсов, способному в конечном счете вызвать серьезные шатания в обществе.

Юрий РОКС
«Независимая газета», 13.02.2014