Мурат ВАНЕЕВ: «Все взаимоотношения с Грузией наших организаций и должностных лиц тоже противоправны»
Цхинвальский городской суд признал решение Министерства юстиции Южной Осетии о признании регистрации партии «Справедливость. Труд. Развитие» Хоха Гаглойты утратившим силу, т.е. незаконным. Тем самым партия «Справедливость. Труд. Развитие» была восстановлена и получила право продолжать свою деятельность.
Kак и партия «Единство народа», регистрация которой также первоначально была признана утратившей силу, однако впоследствии Министерство юстиции Южной Осетии отменило свое решение о ликвидации политической партии «Единство народа», возглавляемой главой Дзауского района Владимиром Келехсаевым.
Ситуацию с восстановлением партии «Справедливость. Труд. Развитие» в интервью нашей газете прокомментировал и.о. министра юстиции Южной Осетии Мурат ВАНЕЕВ, который также ответил и на другие важные вопросы.
– Это нормальный процесс. И Министерство юстиции может ошибаться и допускать ошибки. Для этого и существует судебная система, чтобы если кто считает, что его права нарушены, он имел право обратиться в суд за восстановлением своих прав.
Наши действия, которые мы предприняли в отношении партии «Справедливость. Труд. Развитие», руководитель партии Хох Гаглойты посчитал нарушением прав его партии и обратился в суд. Суд рассмотрел его жалобу и вынес определенное решение, решение суда мы получили только на днях и нам надо изучить его. Надо посмотреть – каков был предмет иска, чего хотел заявитель, в какой степени суд удовлетворил или не удовлетворил его требования. Поэтому утверждать, что однозначно Министерство юстиции было не право – преждевременно. Тем не менее, если даже окажется, что суд полностью удовлетворил требования заявителя, это нормально – на ошибках учатся. Мы разберемся, почему мы допустили такую ошибку, то ли норму закона мы не так толковали, то ли имела место другая объективная ошибка.
– В последнее время идут дискуссии по использованию термина «иностранный агент» в отношении некоммерческих организаций…
– Да, предусматривается именовать «иностранный агент» организации, которые финансируются из зарубежных источников. Т.е. иностранный агент – это организации, которые финансируются из иностранных источников.
Отмечу, можно подобрать и другое название. Именно с таким предложением я обратился к некоммерческим организациям, чтобы найти более приемлемое слово. Ведь зачастую в слово «агент» вкладывают определенный негативный оттенок. Хотя в мире есть и спортивные агенты. Так что я считаю слово «агент» нормальным, приемлемым словом, обозначающим определенные действия.
Я поясню детали этого вопроса. Дело в том, что у общественных организаций в принципе большое влияние на общество. А альтруизма в нашем обществе достаточно мало и если кто-то выделяет средства для некоммерческих организаций, он может давать их для определенных целей. Цели могут быть хорошие, либо цели, для которых финансируется некоммерческая организация, могут быть антиобщественными и идти в разрез с интересами государства.
Для этого и введены дополнительные механизмы отчетности, которая будет широкая и глубокая. То есть, организация, которая будет получать финансирование из-за рубежа, будет проходить в реестре Министерства юстиции со статусом «иностранный агент», и в этом случае отчетность будет представляться чаще и глубже. Надо будет показать параметры отчетности – источники и объем финансирования, на что были средства потрачены.
– А как быть с теми организациями, которые получают средства от международных организаций через Грузию?
– Давайте сперва будем рассуждать исключительно с морально-этической точки зрения, хотя это не в сфере полномочий Министерства юстиции. У нас нет дипломатических отношений с Грузией. Мы длительное время воевали с грузинским государством. И сегодня, получать финансирование с территории Грузии, даже не определяя, от каких международных организаций она идет, не совсем верно с моральной точки зрения. Я не считаю это правильным.
Что касается чисто правовых вопросов, то если у нас нет дипломатических отношений с Грузией, то все взаимоотношения наших организаций и должностных лиц тоже противоправны. Что означает отсутствие дипотношений? Мы с этой страной в контакты не входим. Никаких контактов быть не должно, кроме как в исключительных случаях – при каких-либо техногенных катастрофах, стихийных бедствиях, то есть в гуманитарных целях, это выше всех государственных интересов. Причем в мире это довольно часто практикуется. Либо же взаимодействие осуществляется через третьи государства.
Так что целесообразно разработать некий нормативно-правовой акт, который бы ограничивал взаимодействие югоосетинских и грузинских некоммерческих организаций.
– Недавно в Правительстве обсуждался вопрос принятия закона об игорном бизнесе. Законопроект уже готовится и будет направлен в Парламент для принятия. Как известно, в Южной Осетии нет казино или других крупных игорных предприятий. На что направлен этот закон?
– Любая азартная игра, основанная на материальном интересе, подпадает под категорию игорного бизнеса. Когда интерес в игре денежный и кто-то на этом зарабатывает, то это означает игорный бизнес, т.е. извлечение прибыли из организации азартных игр.
Какие основные причины разработки данного закона? Мы знаем, что многие граждане вовлекаются в эти игры. Для начала они хотят испытать свою судьбу, допускают возможность проигрыша, понимая, что рискуют потерять деньги, но и выигрыш их привлекает. После вовлечения в игры цели меняются, появляется зависимость, тем более, когда они видят удачу других граждан, что служит дополнительным стимулом в расчете на выигрыш. И человек становится зависимым чисто даже психологически. При определенных выигрышах человек не останавливается, и с этой точки зрения это расценивается как игромания.
Достаточно много примеров, когда люди, становясь зависимыми от азартных игр, продают домашнее имущество, вкладывают в игры заработную плату. Некоторые граждане, чтобы вложить в игру деньги в надежде выиграть – воруют, переходя на правонарушение и преступления. И дабы воспрепятствовать этому и обезопасить людей, для этих целей и вводится это ограничение.
– Коснутся ли ограничения букмекерских контор, филиалы которых функционируют в Цхинвале?
– Любые азартные игры, в основе которых лежит извлечение прибыли ее организаторами и участниками, на территории РЮО предлагается запретить полностью.
Александр КЕЛЕХСАЕВ
«Южная Осетия», 03.02.2014