Осетия Квайса



Родного брата экс-президента Южной Осетии объявят в международный розыск

// Роберта КОКОЕВА обвиняют в ограблении собственного народа

Такой новогодний подарок песней зовется. Песней, ласкающей слух обывателя, который уже отчаялся дожить до справедливости хотя бы скромных масштабов. А тут – размах, да еще с такой публичной смелостью…

Интервью министра внутренних дел Южной Осетии Ахсара ЛАВОЕВА, которое было опубликовано на одном из официальных сайтов республики, вышло за три дня до Нового года – днем 29 декабря. А вечером 28 декабря на официальном сайте постоянного представительства Северной Осетии в Москве появился репортаж об открытии мемориальных досок на домах, где жили выдающиеся советские военачальники Георгий Хетагуров и Хаджи-Умар Джиорович Мамсуров.

Вопрос для любителей политических ребусов: что общего в этих публикациях? Ответ не очевидный – Кокойты.

На церемонии в российской столице экс-президент Южной Осетии Эдуард Кокойты не только упоминается под вторым номером в иерархическом перечислении присутствовавших на мероприятии должностных лиц – сразу вслед за главой РСО-Алания Т.Мамсуровым, но и фигурирует на фотографиях, которые по обыкновению щедро размещаются на сайте постпредства. В интервью руководителя МВД РЮО родной брат экс-президента Роберт Кокоев тоже находится в центре внимания, но не как участник церемониальных действий, а как фигурант сразу нескольких уголовных дел.

Предоставим слово Лавоеву, который подробно рассказывает о том, что в настоящее время его ведомство расследует целую серию уголовных дел о коррупции (присвоение денежных средств, невыплата заработной платы, незаконное предпринимательство, хищение, растрата), в которых цифры исключительно шестизначные, а деньги – бюджетные.

«В настоящее время возбуждено еще 2 уголовных дела по хищению бюджетных средств на общую сумму более 28 млн. руб., где главным фигурантом проходит наш соотечественник, о котором хочется сказать особо, – персонифицирует свое интервью министр внутренних дел. – Это – Кокоев Роберт Джабеевич. Эти уголовные дела – далеко не весь материал «поля деятельности» Кокоева, который самым бессовестнейшим образом обирал собственный народ, наших детей и стариков. Организованными им финансовыми махинациями проводилось отмывание бюджетных средств через «Арт-Банк» в городе Владикавказ с помощью подставных лиц и фирм «однодневок»…

Роберт Кокоев на награбленные народные деньги даже не приобрел в Южной Осетии недвижимости, считая свою родину только объектом наживы. Зато на награбленные средства им приобретена недвижимость, по полученным и проверенным данным, в Бельгии, России, Англии, Черногории».

Вместе с тем Ахсар Лавоев дает недвусмысленно понять, что пока приоткрылась всего лишь верхушка коррупционного айсберга и что главная работа по возвращению принадлежащих народу средств и привлечению к ответственности виновных, невзирая на лица и прошлые должности, впереди.

«Следствие только разворачивается, и я уверен, что суммы награбленных народных денег коррупционным кланом еще поразят своими размерами. В ближайшее время Кокоев Роберт Джабеевич будет объявлен в федеральный розыск», – заявил глава МВД РЮО.

В чем причина появления столь обязывающего интервью в канун Нового года, если учитывать, что такого рода публикации не бывают спонтанными?

С одной стороны, это новая заявка нынешней власти в постепенно угасающем диалоге с обществом. Власть заявляет: мы способны соответствовать народным чаяниям в борьбе с разлагающими государственность проявлениями преступности корыстного характера.  Важно при этом, что функцию озвучивания данного тезиса взял на себя именно министр внутренних дел РЮО, который на протяжении полутора лет, в отличие от поднадоевшего Генерального прокурора РЮО, редко высказывался по столь острой проблематике.

Президенту Тибилову очень нужен сейчас настоящий общественный успех. Периодические рапорты с привычным набором слов и фраз типа «инвестиционная программа», «переход от стратегии восстановления к стратегии развития» и т.д. мало что значат для жителей республики, нуждающихся в конкретной поддержке. Эти лозунги и оценки в основном предназначены для внешнего пользования. Но с приходом к кураторству Владислава Суркова и «экспортный» информационно-пропагандистский вариант, похоже, не будет востребован в кругах, где принимаются кадровые решения. Поэтому благожелательность Москвы сегодня прямо пропорциональна реальным успехам в Южной Осетии, в том числе по линии «власть-народ» в правоохранительной сфере, где вся активность тибиловского периода пока сводится исключительно к ораторской риторике.

Во-вторых, это сигнал экс-президенту Кокойты, который в последнее время вновь «распушил перышки», постоянно являя себя любимого общественности (даже в ложе Большого театра), правда, в основном московской и североосетинской, но с неприкрытым прицелом на осетинский юг. Пытаясь собрать остатки своих сторонников, Кокойты наверняка втайне подумывает о реванше. В качестве идеологической опоры теперь уже он –  в отличие от прошлых лет – хочет использовать народное недовольство, которое действительно есть и которому хотят вручить флаг с непритязательным лозунгом: мол, при Джабеличе было не хуже, а кое в чем даже и лучше.

Все эти мечты с прицелом на майские парламентские выборы в Южной Осетии, конечно, иллюзии. Подавляющее число недовольных органически не сможет соединить свой скепсис с идеей возвращения клана Кокойты, в какой бы благовидной упаковке этот клан себя не позиционировал. Слишком свежи раны и слишком одиозным было правление Эдуарда Джабеевича. А теперь и официально подтверждается то, о чем не говорил в Южной Осетии только ленивый – вопиющая коррупция верхушки прежней власти.

В-третьих, это не просто сигнал. При определенном раскладе он может трансформироваться и в реальную угрозу самому Кокойты. Трудно представить, что неимоверно жадный брат экс-президента творил свои делишки, о которых тогдашний правитель Южной Осетии ведать не ведал и слышать не слышал. «Российский щит», служивший оберегом для Кокойты после 2011 года, возможно, тоже имеет пределы своего действия, не распространяясь на вопиющие случаи воровства российских денег, а, тем более, на новую активность тех, кого народ однажды уже признал политическим банкротом.

Александр ИСАКОВ,
эксперт фонда «Кавказ в современной политике»