Дорога в пропасть?
Мы кичимся тем, что являемся потомками алан. Но алан надо оставить в покое — они жили тысячу лет назад. У нас практически ничего от них не осталось — ни высокой морали, ни примерной нравственности. Сегодня у значительной части нашей молодежи появилась дьявольская тяга к наркомании и алкоголизму, которая толкает нацию к краю пропасти.
Смею утверждать, что полностью отсутствует воспитание молодежи на примерах истории Осетии и на положительных для нашего времени элементах народных традиций. Работа в этом направлении, на мой взгляд, в основном проводится только в спортивных секциях. Но я не вижу сегодня в республике лидеров, способных сплотить и повести за собой молодежь во имя оздоровления и укрепления нации. Чтобы преодолеть самую острую, на мой взгляд, проблему в республике — демографический кризис.
НАШИ ПРЕДКИ ЖИЛИ ХУЖЕ, НО…
Не секрет, что в отличие от других народов Северного Кавказа, одной из самых острейших проблем осетинского общества является демографический кризис. Уровень смертности среди нашей молодежи ведет к национальной катастрофе. Надо изменить взгляд на многие вещи, на праздный, холостяцкий образ жизни мужского населения.
Разоряющей семью модой стали пышные свадьбы в ресторанах, превращающиеся в обыкновенный фарс. Приглашают целые ансамбли, которые стоят недешево, да еще и от грохота их барабанов и музыки гости не слышат даже рядом сидящих. Столы ломятся от обилия всяких яств и крепких напитков.
Многие молодые люди не могут жениться по той причине, что свадьба стоит немалых денег, и на всю жизнь остаются холостяками. Надо вернуться к скромным свадьбам — с одним-двумя местными гармонистами. В былые времена на свадьбах царило настоящее веселье — звучали песни, молодые люди соревновались в танцах, между юношами и девушками заводились новые знакомства, которые потом перерастали в новые семьи.
Молодежным и женским организациям необходимо пропагандировать культ семьи, в которой воспитывалось бы не менее 3-4 детей. Но для решения этой задачи не обойтись без эффективной государственной поддержки.
В то же время мы наблюдаем, как некоторые чиновники без всякого почтения относятся к многодетным матерям — мол, нарожают детей, а кто их будет кормить, одевать, воспитывать, давать им образование.
Извините за сравнение, но когда у человека пропадает скотина или автомобиль, это для него трагедия. А делать аборт — так себе, пустяки. Но ведь это же осознанное, преднамеренное убийство еще не видевшего белого света маленького человека!.. Это ли не грех перед Богом, перед семьей, перед обществом, в конце концов?
Основная масса людей считает, что проблемы демографического кризиса в основном связаны с экономическими затруднениями семьи. Но я не могу согласиться с таким мнением. К примеру, в Дагестане, Чечне, Ингушетии самый высокий в России уровень безработицы. Но те же республики занимают и лидирующие позиции по уровню рождаемости. Да и наши дедушки и бабушки жили в гораздо худших условиях, чем мы, а имели по 7-8 и более детей.
Одними из самых малочисленных народов Дагестана являются агулы. По переписи населения 1979 года их численность составляла 12 078 человек, а в 1989 их стало уже 18 740, прирост — 55 %. Осетины же по результатам переписей тех же лет насчитывали 543 893 и 597 998 человек соответственно, прирост населения — 10 % (самый низкий показатель среди народов Северного Кавказа).
К Агульскому району Дагестана наиболее близок по своим географическим и экономическим условиям Ирафский район Северной Осетии. Горная часть этого района до 1957 года была отдельным административным районом (Махчесским) с центром в селении Мацута. Только в Мацутинском интернате в 1994 году училось, не считая других школ района, без малого 500 учеников из окрестных сел. В 2011 же году порог интерната переступили… 33 ученика.
Если в Дигорском районе — соседнем с Ирафским — до недавнего времени было 10 средних общеобразовательных школ, то в 2011 году таковых осталось только 5. Остальные школы из-за малочисленности в старших классах переведены в неполные общеобразовательные школы (девятилетки).
В СОШ № 1 г. Дигоры в 1991/1992 учебном году было 709 учеников, а в 2010/2011-м — только 477 (на 232 меньше). В 1993 году школа приняла 81 первоклашек 1986-1987 годов рождения, а в 2011-м — всего 36 учеников 2004-2005 годов рождения. Эти цифры свидетельствуют о резком снижении рождаемости детей в одном отдельно взятом населенном пункте Северной Осетии. Примерно такая же ситуация складывается и в остальных населенных пунктах республики.
Для сравнения: самым высокогорным в Агульском районе Дагестана считается селение Буршаг (2200 м над уровнем моря). По данным посемейных списков 1886 года в нем насчитывалось 47 хозяйств с населением 291 человек, теперь там проживают 665. В самом крупном из сел Ирафского района — Галиате в 1910 году насчитывалось 98 хозяйств с числом жителей 1338. Теперь село полностью обезлюдело, не считая нескольких человек (не семей), которые вернулись туда для разведения скота. Сегодня в Дигорском ущелье люди живут еще в 16 селах, остальные 11 полностью покинуты жителями.
По результатам первой послевоенной переписи населения осетин в СССР было 412 592 человека. Среди народов Северного Кавказа уступали по численности только чеченцам — 514 875. Несмотря на две разрушительные войны, численность чеченцев возросла более чем в 2 раза (1 360 253).
О «КУЛЬТЕ ЖЕЛУДКА»
По моему мнению (надеюсь, со мной согласится большинство соплеменников), нам необходимо отказаться от некоторых обрядов и традиций, пагубно сказывающихся на оздоровлении и укреплении нации. Особенно это касается застолий.
У наших предков пьянство считалось величайшим позором. О любителях выпить слагали сатирические песни. Почетного бокала за столом удостаивались только воины, проявившие героизм во время сражений, или персоны, особо отличившиеся высоконравственными поступками. Почетный бокал считался высочайшей наградой за проявленное мужество, ныне равнозначное, к примеру, присвоению звания Героя России. Сегодня же в Осетии «почетные» бокалы подают всем и каждому, независимо от того, заслуживают они того или нет, просто ради подхалимажа.
Самыми устойчивыми «традициями» являются разного рода продолжительные застолья, включая многочисленные поминки со дня смерти человека до годовщины, а также свадьбы и неимоверное количество осетинских праздников. К примеру, в составленном Аланом Наниевым календаре «Ирон адæмы бæрæгбæттæ» («Праздники осетинского народа») на 2013 год значится 71 «праздник», хотя среди этих «праздников» перечисляются и поминальные дни, такие как «Мæрдты æртгæнæнтæ», «Бадæнтæ», «Мæрдты куадзæн», «Заз-хæссæн», «Зæрдæвæрæн», «Къостайы мысæн бон», «Беслæн. Номарæн бонтæ» и др. Многие годы составлением такого календаря занимается Хазби Цгоев. Но в отличие от А.Наниева он называет свой труд, на мой взгляд, более правильно — «Осетинский календарь». В этом случае никто не упрекнет автора в том, что он причислил дни поминовения к праздникам. Но в календаре Х.Цгоева еще больше поводов для «принятия внутрь» горячительных напитков — 84 (!). Выходит, что осетины каждый четвертый день года сидят за столом. Не считая других праздников — к примеру, дней рождения близких и друзей, всякого рода юбилеев и т. д.
И снова ломятся столы от обилия яств и крепких напитков. Тех редких людей, которые отказываются пить, стыдят, упрекают: «Ты что, не мужчина, что ли?» Как будто высшее достоинство мужчины определяется количеством выпитого алкоголя!
Наверное, не ошибусь, если скажу, что самым главным, самым признанным культом у осетин сегодня стал «культ желудка». Кто и когда придумал те бесчисленные тосты, которые произносятся за столом и за которые надо обязательно выпить? И наши застолья превратились в механизм спаивания мужского населения Осетии, которого с каждым годом становится меньше.
Надо прекратить поборы под видом æгъдау. Никогда у наших предков не было подобных нестандартных касс взаимопомощи, кроме как на похоронах, и то такая помощь исходила только от родственников умершего. И без всякого составления списков!
Конечно, лучше бы было, если бы создали фамильные кассы взаимопомощи, куда бы представители фамилий перечисляли деньги — кто сколько может. И эти деньги использовать только на организацию похоронных ритуалов.
Еще о похоронах. Не абсурдно ли то, что, например, кто-то из многоэтажного дома собирает соседей на похороны своего родственника, которого они ни знать не знали, ни видеть не видели? И чем больше людей он приведет с собой и больше собранных денег запишет, тем, значит, уважаемей он среди своих соседей. Такие у нас критерии «уважаемости».
О подобных ненужных, разоряющих семью обычаях осетин писал еще 130 лет назад генерал Мусса Кундухов. Но идеи Кундухова до сегодняшнего дня остались невостребованными. И у нас по-прежнему преобладает культ стола с многочисленными тостами. При этом заботы о семье, о продолжении рода ушли на задний план. Не ошибусь, если скажу, что значительная часть молодых осетинок меньше всего думает о своем главном предназначении — о рождении и воспитании детей. Они больше заботятся о своем карьерном росте, о внешности, о богатом ухажере. А если и надумают завести детей, то — одного, максимум двух. Извините меня за откровенность, но есть даже такие супружеские пары, которые вместо детей заводят… кошку или собаку. Одним словом, живут для себя, не думая о потомстве, о продолжении рода. В результате численность осетин в последние десятилетия становится все меньше, что неуклонно ведет к гибели нации.
ПОЧЕМУ ВЫМИРАЮТ СЕЛА?
Население Осетии до и после революции великолепно занималось земледелием и скотоводством. К примеру, в 1914 году в Осетии только зажиточные семьи содержали 22 тысячи лошадей, 55 тысяч крупного рогатого и 126 тысяч мелкого рогатого скота. В 60-е годы XX столетия один колхоз им. Гетоева имел 10–12 тысяч голов мелкого рогатого скота. Сегодня обо всем этом забыли. Остались в забытьи и огромные сенокосные угодья и пастбища «Харес» в горах.
Сегодня везде царит безработица, в результате чего преступность поднимает голову. После распада СССР решили постепенно отказаться от колхозов и совхозов — дескать, фермер накормит народ. Увы, этого не происходит, хлеб дорожает, бедных становится все больше, села вымирают. Крестьяне, истинные земледельцы и животноводы, остались не у дел. По данным последней переписи населения, с карты России исчезли более 17 тысяч деревень, среди них и десятки горных осетинских сел. Соответственно, столько же закрыто и школ, библиотек, сельских клубов. В поисках работы люди покидают родные места, теряют родовые корни, а вместе с тем и свое прошлое, свою историю. А, как известно, без прошлого нет и настоящего.
В результате приватизации те, кто успел прихватить, живут, кто не успел или не сумел этого сделать, влачат нищенское существование. Земли, взятые в аренду на 49 лет отдельными богатеями-буржуями, полностью не обрабатываются. Все эти и другие обстоятельства негативно влияют на цены на продукты питания. Тем более что практически все продукты на рынках (за редким исключением) привозные. Причем, прежде чем дойти до покупателя, они проходят через несколько посреднических рук. Простые люди, которые тоже хотят заниматься земледелием, практически лишены этой возможности. Давно на рынках нет великолепных моздокских арбузов, овощей, фруктов. Горные районы Осетии, где идеальные условия для скотоводства, брошены на произвол судьбы.
Я бы задал вопрос министру сельского хозяйства Роберту Засееву: почему до сих пор не восстановлены градобойные установки для спасения урожая от града, как это было в советское время? А сохранились ли в Осетии оросительные системы с мощными насосными установками, способными преодолевать подъемы на полях?
Восстановление сельского хозяйства, разрушенного за последние 25 лет бездумной политикой российских властей, потребует вложения немалых средств. Но, как говорится, овчинка выделки стоит. Осетия небогата земельными ресурсами, и надо использовать их с максимальной отдачей.
ПЛОХИЕ ПРАВИТЕЛИ — ПРИЧИНЫ БЕД НАРОДА?
Как сказал великий китайский философ Конфуций, все беды народов исходят от плохих правителей. Если правитель управляет государством (в нашем случае — республикой) честно, во благо народа, то там нет и бедности, нищеты. А если правитель и его окружение жируют, заботятся только о собственном благе, забывая о нуждах простых людей, то нет и эффективного управления, и народ нищенствует. А это порождает негативное отношение народа к системе, созданной их правителями. При такой системе можно пошить миллионы брюк… без карманов — все равно в большинстве своем народу нечего в них положить.
Что у нас за правители, если тарифы на услуги ЖКХ ежегодно растут на 15–20 процентов? К пенсии добавляют смешные проценты, и тут же резко подскакивают цены на товары первой необходимости. Как назвать строй, при котором кучка олигархов грабит страну, а народ все больше и больше нищает? Не невыносимые ли условия жизни являются главной причиной ежегодного роста количества суицидов в России? Что за правители, которые допускают астрономический разрыв в доходах между эстрадными кликушами и людьми в погонах, учеными, врачами, учителями, шахтерами, хлеборобами и другими производителями жизненных благ?
Представители нашей так называемой элиты до того вошли в азарт, увлекшись личным обогащением, что не знают предела своей жадности. Им всего мало, и они идут на всякие ухищрения, чтобы завладеть еще большими богатствами. Кому не нравятся мои слова, я готов поехать с ним (или с ними) в Куртатинское ущелье и показать, какие там построены частные дворцы, гостиницы, рестораны и т. д. А на какие деньги? Утверждаю, что таких зарплат нет. По всему берегу реки Фиагдон уже не осталось клочка земли, где мог бы отдохнуть обыкновенный человек. Все захвачено богачами.
Я хочу задать вопрос: а не пора ли нам, потомкам великих алан, которыми так гордимся, спуститься с небес на землю и задуматься о будущем? Чтобы сохранить себя как этнос, нужно, наверное, коренным образом пересмотреть систему ценностей в наших обрядах и традициях, изменить отношение к семье. Что, например, побудило жителей республики задавать через Интернет такие вопросы: «Почему железнодорожная больница Владикавказа превратилась в коммерческую структуру?», «Почему, чтобы родить там ребенка или лечь на лечение в кардиологическое отделение, надо отдать определенную сумму?», «Почему больная (фамилию не пишет) не смогла попасть в пульмонологическое отделение, хотя места там были?» Кто все это контролирует?
Обо всех проблемах, касающихся нации, и в первую очередь кризиса демографии, должно позаботиться само общество. А для претворения в жизнь мер, направленных на оздоровление нации, должен дать необходимый импульс Высший совет осетин («Стыр Ныхас»). Но при этом не могут оставаться в стороне и республиканские власти, и парламент, разрабатывая и утверждая законодательные акты в поддержку семьи, материально стимулирующие повышение рождаемости. Ибо в нынешние времена нелегко содержать большую семью. Как, допустим, можно кормить, одевать, обувать, обучать и воспитывать ребенка на 150 рублей в месяц, выплачиваемых государством в качестве детского пособия? Довольно смешная сумма, которой недостаточно, извините за сравнение, даже на суточное содержание собаки любого из наших правителей…
Мурат ДЗУСОВ, генерал-майор запаса
«Пульс Осетии»