Осетия Квайса



Владикавказ решил не повторять ошибок Цхинвала

// Северная Осетия стала третьим субъектом России, отменившим прямые выборы главы региона

Парламент Северной Осетии отказался от прямых выборов губернатора, приняв в окончательном чтении закон об избрании главы региона законодательным собранием. Северная Осетия стала третьим субъектом России, где прямые выборы губернатора проводиться не будут. Не исключено, что в ближайшее время аналогичные решения будут приняты парламентами Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Чечни. Эксперты объясняют такое решение сложными отношениями в элитах и наличием сильных групп влияния.

За отмену прямых выборов главы республики проголосовали 52 депутата североосетинского парламента, не поддержали решение шесть депутатов, трое воздержались. Инициатором внесения изменений в Конституцию республики стала фракция «Единой России» при поддержке «Справедливой России». Против отмены выборов выступили КПРФ и «Патриоты России».

— Мы за всенародные губернаторские выборы во всех регионах России. Это позиция нашей партии. Все-таки у нас одна страна — и правила должны быть одни. А главное, нужно доверять населению и его выбору, — пояснила «Известиям» зампред партии «Патриоты России» Надежда Корнеева, подчеркнувшая, что партия не поддержала отмену выборов и в других регионах.

Принципиально не поддерживают отмену прямых выборов в КПРФ.

— Мы выступаем за прямые выборы всех ветвей власти: и губернаторов, и мэров, и членов Совета Федерации. «Единая Россия» просто боится проводить выборы и не способна навести там порядок, заранее зная, что ее кандидаты проиграют. Нагнетание страстей по поводу больших разборок, которые якобы будут при прямых выборах, носит лукавый характер, — считает глава юрслужбы КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев.

По его словам, просто в этих регионах существует мощная структура контроля за выборами, поэтому фальсифицировать там невозможно, а случаи фальсификаций вызывают очень сильную реакцию местного населения.

Первым субъектом, отказавшимся от прямых выборов главы региона, стал Дагестан. В апреле большинством голосов Народное Собрание республики приняло поправки в Конституцию, согласно которым главу субъекта избирает местный парламент.

В мае аналогичное решение было принято Народным Собранием Ингушетии. Не исключено, что отмена прямых выборов глав регионов произойдет в ближайшее время и в других республиках Северо-Кавказского федерального округа: Карачаево-Черкесии, Чечне, Кабардино-Балкарии, за исключением Ставропольского края.

— Когда мы принимали закон, допускающий отмену прямых выборов, мы предполагали, что прежде всего он будет касаться Кавказа. При всей значимости институтов демократии общество должно до них созреть, выборы не должны приводить к дестабилизации общественной обстановки и к обострению межнациональных отношений. Зачем их в таком случае проводить? — пояснил позицию партии зампред фракции «Справедливой России» в Госдуме Михаил Емельянов.

В апреле этого года Владимир Путин подписал федеральный закон, согласно которому субъекты РФ смогут заменить прямые выборы губернатора процедурой избрания главы региона депутатами регионального заксобрания из числа кандидатур, внесенных главой государства по представлению политических партий. К выдвижению таких кандидатур (не менее трех) допускаются партии, представленные в Госдуме или в парламенте соответствующего региона.

Глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко отмечает, что администрация президента изначально предполагала, что прямые выборы губернаторов в кавказских республиках будут отменены.

— Но я, честно говоря, считаю, если уж эту тему (отмены прямых выборов. — «Известия») вводить, то ее надо было еще более сузить: отменять выборы только в сложносоставных субъектах. Например, в Дагестане несколько раз проводили референдум о переходе к прямым выборам, и трижды жители республики говорили: «Нет, мы не хотим прямых выборов». Для Дагестана лучшей стала та избирательная система, которая была до перехода к назначению главы региона, то есть парламентская модель — модель Госсовета и квотного представительства. Если говорить об Осетии, то, по моему мнению, эта республика вполне способна проводить прямые выборы, — заявил эксперт, отметив, что отказ от прямых выборов в Осетии может создать «определенное напряжение» в элитах.

— У меня такое ощущение, что среди кавказских губернаторов к всенародным выборам готов только Рамзан Кадыров. Что касается Северной Осетии, то тут есть два обстоятельства: первое — пример Южной Осетии, где выборы прошли со скандалом. Второе, что отличает Северную Осетию от других кавказских республик, — там сильная оппозиция главе региона Таймуразу Мамсурову, — прокомментировал принятое решение глава Политической экспертной группы Константин Калачев.

По его мнению, сейчас Мамсуров подстраховался и гарантировал себе переизбрание, если он все-таки пойдет еще на один срок.

Глава Института избирательных технологий Евгений Сучков полагает, что другие регионы России вряд ли станут отказываться от прямых выборов губернаторов.

— Отмена выборов в кавказских республиках, на мой взгляд, имеет смысл. Там очень сильна клановость. Если говорить, например, о Дагестане, то там слишком большое количество национальностей и, соответственно, различных элитных групп влияния. В любой из этих республик преемственность власти будет гораздо больше способствовать стабильности, нежели выборы, — считает эксперт.

Вместе с тем Евгений Сучков признает, что губернаторские выборы не являются полноценными и в других регионах России, где бывает, что конкуренция создается за счет того, что муниципальные депутаты от «Единой России» подписываются за оппозиционных кандидатов от КПРФ или «Справедливой России».

— Пока в стране не появится реальная многопартийность, пока не появится стабильная партийно-политическая система, до тех пор будут фильтры и отмена прямых выборов. Сегодня правила игры у нас постоянно меняются, — полагает Сучков.

Наталья БАШЛЫКОВА

«Известия», 28.11.2013