Скульптор, который прославил Осетию
Казбек ДЗОДЗИКОВ,
ученик 5 класса школы №3 г. Владикавказа
Я хочу рассказать о знаменитом представителе нашей семьи – скульпторе Сосланбеке ТАВАСИЕВЕ, сегодня исполняется 115 лет со дня его рождения.
У моего прапрадеда по материнской линии Тавасиева Дафа было 5 сыновей и три дочки. У сына Дафа, командира Советской армии Хаджирата, родилась моя бабушка, мама моей мамы Белла. Сын Дафа Женя (Бездук) был летчиком, другой сын – Хадзи был инженером-кораблестроителем, сын Ага – командиром партизанского отряда. Пятого сына Дафа – Сосланбека, знаменитого скульптора, знают не только в Осетии, но за ее пределами.
Во Владикавказе Сосланбек присутствует незримо все время. Мы проходим то мимо художественной школы им. Тавасиева, то мимо бюста Исса Плиеву рядом с аграрным университетом его работы. И, конечно, каждый знает, что около Осетинского театра стоит памятник Коста Хетагурову, автором которого является Сосланбек Тавасиев.
Мой прапрадед Дафа, несмотря на то, что жил со своей семьей в небольшом осетинском селе Фаснал, считал, что дети должны учиться и получать хорошее образование. Поэтому Сосланбек, как и другие его братья и сестры, сначала посещали школу в Алагире, а потом подготовительный класс Владикавказской гимназии. Сосланбек учился в гимназии, пока в 1914 году не был призван в армию в осетинский батальон. После революции он воевал с бандами Шкуро и отрядами Бичерахова, за что одним из первых был награжден Орденом Боевого Красного Знамени.
Родные вспоминают, что Сосланбек с детства что-то лепил, видел что-то в каждом камне, каждом комке глины. А когда он принял участие в выставке местных художников во Владикавказе, был направлен в Ленинградскую академию художеств.
Много ранних работ Сосланбека Тавасиева посвящено революционной теме: «Народный мститель», «Защита Дигорского ущелья», Борьба горцев за Советскую власть». О нем писал даже Луначарский, который сказал, что «Тавасиев пришел от винтовки к резцу, как и подобает художнику-революционеру».
Большую часть своей жизни Сосланбек Тавасиев прожил в Москве. В столице России до сих пор находится его первая самостоятельная работа – барельеф «Готов к труду и обороне», который сделан для стадиона Электриков. Но главные работы Сосланбека Тавасиева – это КОСТА и САЛАВАТ. Так считал он сам, так это и есть на самом деле, как показала жизнь.
Над памятником Коста Хетагурову скульптор начал работать в годы войны, а открыт он был в 1955 году. Сам он признавался, что для его создания потребовался колоссальный труд. Фамилия Тавасиевых небольшая, но, благодаря памятнику Коста, ее знает каждый в Осетии.
О Салавате Юлаеве, народном герое Башкирии, впервые Сосланбек Тавасиев услышал тоже во время войны. Благодаря этому 20-метровому памятнику, который установлен на 160-метровом холме над Уфой, имя Тавасиева знают по всей России. Работа над памятником Салавату Юлаеву длилась 25 лет. Пришлось придумывать механизированные каркасы лошади и человека, создавать станок с электрическим управлением.
В личном архиве Сосланбека Тавасиева хранится письмо, в котором он пишет: «Сейчас, когда Салават стоит, можно сказать, что не зря это время прожил. За Салавата, как и за Коста, краснеть не придется перед потомками».
Моя бабушка много рассказывает мне о Сосланбеке Тавасиеве. Когда она училась в Москве, то ездила с Сосланбеком в подмосковную деревню Ахтырка, где шла отливка его самого знаменитого памятника Салавату Юлаеву. Он часто брал ее с собой в мастерскую на улице Верхняя Масловка. Бабушка вспоминает, что эта мастерская была очень большой, и вся заставлена стеллажами. На них были расставлены фрагменты и целые скульптуры, их было очень много. Однажды они с сестрой даже решили утащить по одной маленькой статуэтке, которые им очень нравились. Девочки были уверены, что Сосланбек не заметит пропажи, потому что в мастерской были сотни фигурок, а они выбрали самые маленькие и даже треснутые. Но уже утром разозленный Сосланбек пришел к родственникам, у которых сестры жили, и потребовал вернуть статуэтки. Они оказались фрагментами какого-то барельефа, над которым скульптор работал.
Несмотря на то, что после отъезда на учебу в Россию Сосланбек приезжал в Осетию всего несколько раз, связь с родственниками не прерывалась. С его семьей моя бабушка поддерживает отношения и сегодня, многие фотографии, которые я использую в своей работе, прислала нам дочь Сосланбека Галина.
В нашей семье считается, что дар Сосланбека передается его потомкам. Дочь Тавасиева Галина окончила факультет графики Суриковского института, она член Союза художников, проводит персональные выставки в России и Италии. Внучка скульптора Анастасия также окончила художественный институт имени Сурикова, выставляется в России, Италии, Германии, ее работы находятся в частных собраниях Франции, США, Англии, Италии, Германии, России. В 1996 году в немецком городе Эрфурте прошла выставка «Цветной бульвар» трех поколений династии художников.
Не случайно многие из наших родственников имеют художественное образование и выбирают профессии, связанные с искусством. Многие мои дяди и тети, которые не имеют никакого отношения к искусству, хорошо рисуют или лепят. К сожалению, мне не передался творческий дар моего знаменитого родича, но я горжусь тем, что среди моих родных есть такой выдающийся человек, который прославил Осетию.
Сосланбек ТАВАСИЕВ родился 25 декабря 1894 года в ауле Фаснал в Дигории. Окончил факультет скульптуры в Академии художеств в Ленинграде.
Член Союза художников СССР, народный художник Северо-Осетинской АССР, заслуженный художник Башкирской АССР.
Лауреат Государственной премии СССР. Награжден орденом Боевого Красного Знамени, золотой медалью Академии художеств СССР.
Работы Сосланбека Тавасиева находятся в коллекциях Третьяковской галереи в Москве, Русского музея в Санкт-Петербурге.
Умер 10 апреля 1974 года в Москве.