Их называли аристократами кавказской хореографии
// 75 лет вдохновения – ансамбль «Алан» отмечает юбилей
«Даже призвав на помощь все имеющиеся в русском языке эпитеты, мы не сможем передать красоту осетинского танца. Это сдержанность и достоинство, плавность и величавость, стихия огня и волны нежности. Это объяснение в любви и вызов соперника на поединок, разгул веселья и скорбь по ушедшим. Так же, как в героической песне, выражал народ в танце скорбь и чаяния, утверждал свой нрав и характер, воспевал любовь к земле отцов и присягал ей на верность».
Эти слова народного поэта Осетии Ирины Гуржибековой были сказаны об осетинском танце вообще, но кажется, будто и о главном хореографическом коллективе РСО-Алания — Государственном академическом ордена Дружбы народов ансамбле танца «Алан». Одно только упоминание об этом талантливом коллективе на протяжении вот уже 75 лет заставляет сильнее биться сердца тысяч поклонников «венца танцевального искусства осетинского народа». Народа, который именно в танце, как, может, ни в чем другом, сумел выразить всю полноту своей самобытности.
Прославленному коллективу с гордым именем «Алан» в этом году исполняется 75. Возраст зрелости, мудрости, время собирать камни. И ведь собирать на самом деле есть что: за долгие годы своего существования ансамбль с блеском представлял культуру своей родной республики в разных уголках планеты, покорив своим мастерством сердца миллионов зрителей.
Осетинский народный массовый танец «Симд» и грузинский свадебный «Картули», «Ирон кафт» и аджарский «Гандаган», «Танец с кинжалами» и «Хонга кафт», азербайджанский «Мирзаи-возгалы» и «Игры чабанов», «Рог кафт» и лезгинка — все это такой многоликий, но неизменно юный и неизменно талантливый «Алан», мастерством, темпераментом и молодостью которого восхищались и продолжают восхищаться миллионы зрителей разных широт и меридианов. Не случайно выдающийся советский и российский хореограф, балетмейстер и балетный педагог Игорь Моисеев однажды вынес свой вердикт: «Осетины — аристократы кавказской хореографии». Это он говорил об «Алане», который не просто творческий коллектив — берите выше — он главный выразитель и пропагандист танцевального искусства осетинского народа.
ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ ЕЩЕ ДО ВОЙНЫ
Это случилось 13 октября 1938 года. Дата рождения Государственного ансамбля песни и пляски Северной Осетии стала точкой отсчета для блистательного творческого коллектива, получившего впоследствии имя «Алан».
А тогда, в 1938-м, репетиции новоиспеченного ансамбля проводились в клубе Химкомбината под руководством одного из организаторов этого коллектива, композитора Татаркана Кокойти. В Государственном ансамбле песни и пляски он был и хормейстером, и хореографом, и администратором, и композитором, и дирижером, «заражая» всех вокруг своей увлеченностью. Он стал и автором первой программы ансамбля, в которую вошли лучшие образцы осетинских народных песен и наиболее популярные народные танцы.
С 1939 года начинается широкая гастрольная жизнь ансамбля. С огромным успехом он выступает на Украине. Следующим незабываемым событием для молодого коллектива стало приглашение в Москву на Сельскохозяйственную выставку, где проходил смотр десяти национальных ансамблей.
К началу сороковых за весьма короткий промежуток времени сформировался высокопрофессиональный, прекрасно организованный и очень дружный творческий коллектив. Помимо хоровой и танцевальной групп, в составе ансамбля появился в ту пору еще и свой оркестр — оркестр народных инструментов, музыкальным руководителем и дирижером которого стал Лев (Леон) Давыдов.
Так случилось, что ансамбль с первых дней своего существования начал консолидировать вокруг себя творческую интеллигенцию — профессионалов высокой пробы. Формированием песенного репертуара творческого коллектива занимался один из первых осетинских музыкантов-профессионалов, композитор Ахполат Аликов. Составленные им концертные программы пользовались огромным успехом у зрителей, так как состояли из популярных народных песен и произведений осетинских композиторов — самого А.Аликова, П.Мамулова, Е.Колесникова, Т.Кокойти.
В ансамбле начинали свою артистическую деятельность известные впоследствии в Осетии вокалисты — Надежда Кокаева, Земфира Калманова, Федор Суанов.
Свой неоценимый вклад в развитие творческого коллектива внесли и первые осетинские балетмейстеры Заурбек Бирагов и Заурбек Битаров, начавшие с основательного изучения наиболее характерных осетинских народных танцев. Из этих танцев в дальнейшем вырастет практически все современное танцевальное искусство осетин.
Творческое становление Государственного ансамбля песни и пляски РСО-Алания шло ударными темпами, о чем свидетельствует сохранившаяся концертная программа 1941 года. В репертуаре ансамбля той предвоенной весны было более 60 песен, 7 оркестровых сочинений, 25 танцев.
Великая Отечественная война на время прервала деятельность творческого коллектива. Работа ансамбля возобновилась только в 1943 году, после разгрома немецко-фашистских войск под Владикавказом. Руководил коллективом в ту пору композитор Ефим Колесников.
Послевоенный 1947 год вписался в историю ансамбля бурной гастрольной деятельностью. Художественным руководителем коллектива к тому времени вновь стал вернувшийся по окончании войны в столицу Северной Осетии композитор Татаркан Кокойти. Под его чутким руководством возобновились упорные репетиции, результатом которых стало длительное гастрольное турне артистов по Сибири и Дальнему Востоку.
С тех пор концертный репертуар ансамбля начал пополняться песнями и танцами народов СССР, оркестровыми произведениями русских и зарубежных композиторов.
В 1949 году Государственный ансамбль песни и пляски Северной Осетии триумфально выступал в Белокаменной — в Концертном зале им. П.И.Чайковского, в ЦДСА, в Центральном доме культуры железнодорожников, в парках и на концертных площадках столицы.
В 1950-1951 годах ансамбль с большим успехом гастролировал в республиках Средней Азии — Туркмении, Таджикистане, Узбекистане, Киргизии и Казахстане. А в 1953-м побывал в Донбассе и многих городах Центральной России — Брянске, Курске, Туле, Калуге. И всюду его выступления сопровождались восторженными отзывами в многочисленных публикациях.
С ГЕОРГИЕМ ГУРЖИБЕКОВЫМ
В 1950 году художественным руководителем Государственного ансамбля песни и пляски Северной Осетии стал одаренный музыкант и композитор Георгий (Заурбек) Гуржибеков, с именем которого связан один из самых интересных и плодотворных периодов жизни коллектива. При нем, собственно, и началось победоносное восхождение этого талантливого коллектива.
Репертуар ансамбля стал значительно богаче. Видное место в нем, наряду с образцами народного творчества, занимали произведения осетинских композиторов. Много и плодотворно сочиняли для ансамбля такие корифеи национальной композиторской школы, как Татаркан и Аслан Кокойти, Дудар Хаханов, Христофор Плиев, Илья Габараев, сам Георгий Гуржибеков, Юрий Дзитоев. Не покладая рук работали хормейстеры Аркадий Ачеев, Валентина Осминникова, Зара Дзуццати, Рогнеда Герман. С упоением писали для ансамбля тексты поэты Гриш Плиев, Борис Муртазов, Давид Дарчиев, Гиго Цагараев, Аким Гулуев, Георгий Кайтуков, Ирина Гуржибекова.
В самом же коллективе выросли уже свои звезды, которые ярко засияли на артистическом небосводе. Это и Марина Кесаева, и Бексолтан Торчинов, и Венера Дзеранова, и Ахсарбек Сланов, и Батырбек и Борис Сопоевы, и Георгий Суджаев, и Батырбек Салбиев, и Александра Сопоева, и Коста Цаболов, и незабываемая пара — Наталья Тогузова и Виктор Дзеранов, и исполнители народных песен солисты хора Гриш Плиев, Оник Мангасаров, Аза Дзгоева, Петр и Маирбек Бутаевы. Концертные программы неизменно сопровождались чарующими мелодиями в исполнении инструментального ансамбля в составе гармонисток В.Кадзовой и Б.Гиоевой, баянистов С.Базарова и Ю.Квиклис.
Интересной, весьма разнообразной и постоянно обновляющейся была программа ансамбля тех лет. В ней появились не просто новые танцы, а танцы сюжетные и даже целые сюиты на темы современной жизни. В их числе — «Праздник в колхозе», массовое представление «Праздник в горах», танцевальная сюита по мотивам осетинского эпоса «Нарты», песенно-танцевальная сюита «Королева полей» (музыкальное решение и постановка Г.Гуржибекова), сюита Георгия Гуржибекова на слова Ирины Гуржибековой «Семь братьев-гор» в постановке Ильи Арбатова.
В 1957 году ансамбль одерживает победу на конкурсе художественных коллективов южной зоны РСФСР в Ростове-на-Дону, становится лауреатом VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве; впервые отправляется за рубеж — в Германскую Демократическую Республику. В 1960 году ансамбль выступает на Декаде осетинского искусства и литературы в Москве, где демонстрирует свой высокий профессиональный уровень, а также интересную и разнообразную программу.
В 1963 году отмечается первый крупный юбилей ансамбля — 25-летие творческой деятельности. К этому времени он известен в стране как один из лучших и востребованных песенно-танцевальных коллективов. Приветствия и поздравления приходят от известнейших в стране людей, среди которых Исса Плиев, Павел Лисициан, Махмуд Эсамбаев, Нино Рамишвили, Илико Сухишвили и многие другие.
Ансамбль все это время много и успешно гастролирует. Появились и новые звездные имена. К началу 1960-х на сцене рядом с прославленными мастерами начинает блистать молодежь: Зоя Гониева, Лиля Дзукаева, Хазби Дзабраев, Анатолий Боциев. Чуть позже — Альбина Баева, Диляра Карсанова, Казбек Тотоев, Алик Хасиев, Нодар Плиев, Мурат Кануков, Хаджисмел Варзиев, Борис Есенов, Казбек Гариев, Галина Касаева, Светлана Агузарова, Ахсар Цахилов и другие. Они становились кумирами многих поколений в Осетии.
ОТ АНСАМБЛЯ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ — К «АЛАНУ»
В 1967 году ушел из жизни великий подвижник Георгий Гуржибеков, проживший всего 57 лет, но успевший сделать так много. Все его добрые начинания не только бережно сохранялись в ансамбле, но и получили дальнейшее развитие. В 1968 году, когда художественным руководителем коллектива стал Хаджисмел Варзиев, а директором Руслан Гудиев, ансамбль одержал сразу две блистательные победы — стал лауреатом IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии и победителем Всероссийского смотра-конкурса танцевальных ансамблей.
1969 год открыл новую страницу в истории Государственного ансамбля песни и танца Северной Осетии. Именно тогда коллектив был преобразован в Северо-Осетинский государственный ансамбль народного танца «Алан». Преобразования внесли изменения и в структуру ансамбля. Численность коллектива значительно уменьшилась. Ансамбль утратил свой знаменитый хор. При этом, однако, он стал более мобильным, что намного упрощало процедуру выезда на гастроли, особенно за границу.
С 1974 по 1976 год художественное руководство «Аланом» осуществляла Жанна Кабоева, а директором была назначена Лидия Цебоева. Именно в этот период у коллектива появилась своя материально-техническая база. Специально для «Алана» было построено просторное здание. Обживая его, артисты работали над обновленной программой, в которой по-иному «зазвучали» старые танцы и появились совершенно новые. К постановкам, помимо собственных специалистов, привлекались известные балетмейстеры. При их участии были осуществлены такие масштабные хореографические постановки, как «Игры чабанов», «Орлиное племя», «Нарты», «Мирзаи-возгалы», «Гандаган», «Балкарский танец». Наряду с классическими осетинскими танцами, такими как «Симд», «Хонга-кафт», «Девичий танец», они по сей день входят в основной репертуар ансамбля.
С АЛЬБИНОЙ БАЕВОЙ
Последующие восемь лет (с 1977 по 1985 г.) жизнь ансамбля «Алан» примечательна тем, что художественное руководство коллективом осуществляла блистательная, всемирно известная танцовщица, народная артистка России Альбина Баева. Директором в те годы был Геннадий Каргинов. Эти восемь лет отмечены большой гастрольной активностью ансамбля, который много гастролировал как по стране, так и за рубежом. В разные годы с невероятным успехом он выступал более чем в 45 странах мира. Осетинским танцорам рукоплескали в Голландии и Польше, Болгарии и Турции, Швеции и Бирме, Афганистане и Сирии, Ливане и Италии, Англии и Франции, Бейруте и Иордании, Бельгии и Вьетнаме.
Земфира Калоева, Елена Засеева, Зарема Богова, Людмила Хабаева, Зелим Козаев, Герой Созаев, Таймураз Булацев, Нодар Плиев, Заур Тотиков, Ирбек Туаев, Ахсар Цахилов — вот имена ведущих артистов ансамбля «Алан», покорявших своим мастерством сердца зрителей. Нередко с ансамблем выезжал на гастроли замечательный осетинский композитор и музыкант Булат Газданов.
В конце 70-х — начале 80-х годов «Алан» продолжает покорять все новые и новые вершины. В 1978 году на Всероссийском смотре ансамблей песни и танца «Алан» удостаивается первой премии и звания лауреата. В 1979 году становится лауреатом Государственной премии им. К.Л.Хетагурова. В 1983-м коллектив признан лучшим среди театрально-зрелищных учреждений СССР. А в 1985-м он получает диплом ХII Международного фестиваля молодежи и студентов.
ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ
Тяжелая экономическая ситуация в стране 1980-1990-х годов отразилась на материальном положении многих творческих коллективов страны. Не стал исключением в этом смысле и ансамбль «Алан». Здание, которое он занимал, давно уже требовало ремонта. Костюмы артистов поизносились, однако заменить их новыми не было возможности. Средств ни на что катастрофически не хватало — вот что стало приметой того непростого времени. Кризис чуть было не захлестнул и творческую сторону жизни коллектива. Частая смена руководителей тоже не сулила ничего хорошего.
Но даже те нелегкие годы были отмечены тем, что работа в коллективе не прекращалась, а потому имели место и определенные достижения. В 1988 году «Алан» был удостоен высокой государственной награды — ордена Дружбы народов. А в 1991 году коллектив из Северной Осетии завоевывает кубок Международного фестиваля в итальянском городе Атина, награждается золотой медалью Международного фестиваля с участием представителей пяти континентов во французском Дижоне.
Он по-прежнему оставался визитной карточкой Северной Осетии. Поэтому руководство республики изыскало средства для реконструкции и капитального ремонта здания ансамбля. Художественным руководителем коллектива и его директором в эти годы была назначена Лидия Цебоева, которая за довольно короткий срок совместно со строителями и спонсорами создала одну из лучших на Северном Кавказе, отвечающую всем современным нормам материальную базу для комфортной работы профессионального танцевального коллектива. При самом активном участии Изольды Гогичаевой, одной из лучших в республике мастериц по созданию национального костюма, были пошиты новые костюмы для артистов из ансамбля «Алан».
Преобразования коснулись и репертуара, который неизменно пополнялся. В новой концертной программе коллектива было более 20 осетинских танцев и танцев народов Кавказа. А с приходом нового музыкального руководителя, замечательного осетинского композитора, педагога и фольклориста Феликса Алборова значительно улучшилось музыкальное и вокальное оформление танцев.
На сцене в ту пору блистали ведущие артисты ансамбля Еруслан Канатов, Ирбек Туаев, Зарина Ватаева, Лилия Дзантиева, Лев Джиоев, Руслан Каджаев, Марита Каргаева, Жанна Кочисова, Эльбрус Кубалов, Алан Магкеев, Сергей Шавлохов, Аслан Моргоев, Чермен Салбиев, Галина Салбиева, Шалва Биченов, музыканты Эльза Датиева, Алла Хадикова, Магомед Карсанов, Альберт Абаев, Урсанбек Гучмазов и другие.
В октябре 1997 года государственному ансамблю «Алан» было присвоено звание «академический».
28 апреля 2000 года в Москве «Алан» получил престижную премию в области искусства «Золотой Аполлон», подтвердив тем самым, что коллектив готов по всем параметрам к плодотворной работе и новым гастрольным поездкам. Однако препятствием на пути к этому стали экономические барьеры, преодолеть которые в связи с низким уровнем финансирования было просто невозможно.
В 2004 году директором ансамбля «Алан» был назначен Юрий Магкаев. Главным балетмейстером по-прежнему оставался Касполат Касаев, отдавший этому коллективу более 30 лет жизни. В это время были обновлены некоторые танцы, осуществлена постановка новых. В единую творческую композицию были объединены все поставленные ранее кавказские танцы. В результате получилась очень яркая сюита из 20 номеров, пользующаяся огромным успехом как в Северной Осетии, так и далеко за ее пределами.
Улучшенная и дополненная, эта программа под красноречивым названием «Танцы народов Кавказа» в 2009 году была выдвинута Министерством культуры РСО-Алания на соискание Государственной премии Правительства Российской Федерации в области культуры. И распоряжением Правительства РФ от 23 декабря 2009 года пятеро ведущих специалистов и артистов ансамбля «Алан» были удостоены этой высокой награды. Это главный балетмейстер, заслуженный деятель искусств России Касполат Касаев, солисты балета народная артистка РСО-Алания Марина Каргаева, заслуженные артисты Северной Осетии Шалва Биченов, Эльвира Гурциева и Сослан Теблоев.
С марта 2010 года по январь 2011-го ансамбль «Алан» возглавлял Станислав Козаев. 20 января 2011 года художественным руководителем коллектива стал Эльбрус Кубалов — дипломированный хореограф-постановщик, имеющий опыт работы и в самом ансамбле, и в других коллективах. Сегодня в составе коллектива ансамбля «Алан» заслуженный артист России, 3 народных артиста РСО-Алания, 13 заслуженных артистов Северной Осетии, заслуженный работник культуры республики. Всего в ансамбле 59 танцоров, 12 музыкантов, 5 вокалистов. В «Алане» рядом с мастерами — Аликом Плиевым, Шалвой Биченовым, Мариной Каргаевой, Фатимой Гуцунаевой, Эльвирой Гурциевой, Львом Джиоевым танцуют такие восходящие звезды, как Сергей Курганов, Сослан Теблоев, Сослан Мамиев, Николай Кумаритов, Тамерлан Дзиов, Эльбрус Дзебоев и многие другие. А значит, по-прежнему не прерывается связь поколений.
В эти юбилейные дни хочется пожелать прославленному коллективу новых творческих успехов, благодарных зрителей и, конечно же, возрождения былой славы «Алана», который на протяжении вот уже 75 лет является пропагандистом народного танцевального искусства, визитной карточкой РСО-Алания не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
* * *
Булат ГАЗДАНОВ, композитор, музыкант,
дирижер, педагог, народный артист России«С ансамблем «Алан» я побывал на гастролях в Сирии, Ливане, Иордании. Всюду нас встречали восторженно, бурными аплодисментами. Наши танцы, гармошка были для них экзотикой. В Ливане, когда давали первый концерт, услышали нечто похожее на раскаты грома. На улице в это время, оказывается, велась перестрелка. Автобус, на котором мы должны были ехать в гостиницу, подогнали тогда прямо к служебному входу. Свет в гостинице включать было нельзя. Но, несмотря на все это, впечатления от гастрольной поездки на Восток остались самые добрые. Везде и всюду нам оказывался радушный прием.
Еще хорошо помню, как в конце 70-х вместе с блистательной Альбиной Баевой и единственным в то время в мире исполнителем танца с 25 кинжалами Русланом Тебиевым в составе советской делегации мы побывали в Англии, Шотландии. Для зрителей, конечно, были в диковинку и наши танцы, и наши костюмы. Альбину в Глазгоу нарисовал один художник. Он изобразил ее на роликах. Она так плыла в танце, что сложилось впечатление, будто под платьем у нее ролики. После этого случая, кланяясь по окончании танца, Альбина приподнимала юбку и показывала ножку, чтобы зрителям было видно, что никаких роликов нет и в помине».
Зоя ГОНИЕВА,
народная артистка Северной Осетии«В ансамбль я попала в 1954 году по конкурсу. Из коллектива выбыла танцовщица, и я, пройдя конкурс, пришла на ее место. Художественным руководителем ансамбля в ту пору был Георгий Гуржибеков, балетмейстером — Борис Сопоев. Георгий Николаевич был для всех нас как отец родной. И с горем, и с радостью все шли к нему. Он всегда мог что-то дельное посоветовать.
Но что это был за коллектив! Как все уважительно относились друг к другу! Что, несомненно, способствовало творческому развитию. Тех ребят, что были тогда в ансамбле, я ни с кем не могу сравнить. Талантливые, деликатные, доброжелательные, целеустремленные. Лирический танцовщик Бексолтан Торчинов — его все называли Пигу, Борис Сопоев, Георгий Суджаев — наш комик…
А какой был хор! На его основе впоследствии был создан Музыкальный театр. Хаджумар Абаев, Казбек Хутинаев, Миша Бигаев, Александр Гацоев, Федя Суанов, сделавший многое для развития вокального мастерства нашего коллектива. А какой танцовщицей была Марина Кесаева! Во всех сольных номерах она блистала на сцене.
В хоре нашем была такая удивительная артистка — Наташа Тогузова. Ей было уже около 70. Седая и очень красивая, она неподражаемо пела героические песни и великолепно исполняла «Картули». А Аза Дзгоева… Как она пела! А Петя Бутаев? Все песни Георгия Гуржибекова были написаны для него. А как исполнял героические песни Гриш Плиев! Помню, из Осетинского театра специально приходили артисты, чтобы послушать, как он поет. Помню еще, как актер театра Виктор Галазов стоял за дверью во время наших репетиций, стоял и слушал.
Коллектив был очень дружный, друг без друга никуда, как одна семья. Помню, во время гастролей мы по три месяца жили в вагонах. Все делали сообща. Завтракали, обедали, ужинали все вместе, у кого что было, то и клали на общий стол. Поддерживали друг друга и на сцене, и в жизни и много с удовольствием работали.
С гастролями мы объездили весь Союз. Давали концерты и в городах, и в селах. И всюду наши выступления имели большой успех. За границу в первый раз поехали в 1957 году — в ГДР. Принимали нас очень хорошо. Мы даже не ожидали такого приема. Зрители же просто влюбились в осетинский танец и песню.
Еще хорошо помню нашу гастрольную поездку в Сирию, Иорданию, Турцию. Там проживало много осетин, которые встречали нас сразу по приезде в гостинице. Во время концертов залы были переполнены. Встречали нас восторженно. В Турции на один из концертов даже привезли из села 83-летнего старика — фамилия его была Албегов. А в Сирии после концерта нас пригласили в дом Кубатиевых, хозяин которого показал нам, как они танцуют осетинские танцы. Танцевал он вприпрыжку. В нашем репертуаре тоже было несколько подобных танцев.
Ольга РЕЗНИК
«Пульс Осетии», 15.10.2013
Фото – ансамбль «Алан»