Зара ГАЗДАНОВА: «Мне повезло, что работала в интересное время и с удивительными людьми»
Ольга РЕЗНИК
Сегодня, в День Великой Победы, свой юбилей празднует известный в Осетии искусствовед, член Союза художников России, заслуженный деятель искусств РСО-Алания Зара Газданова. Сама профессия искусствоведа предполагает, что, в какой бы сфере он ни работал, – это всегда эксперт, аналитик, с головой погруженный в изучаемый материал, эрудит, наделенный и тонким вкусом, и умением интересно рассказать. Всеми этими качествами в полной мере наделена Зара Газданова – человек неравнодушный и, я бы даже сказала, страстный в познании, неизменная участница почти всех знаковых культурных мероприятий, проводимых в Северной Осетии и ее столице – Владикавказе.
Как истинный мастер своего дела она несчетное количество раз давала путевку в жизнь будущим знаменитостям, умела разглядеть талант, потенциал, дать верную профессиональную оценку творчеству того или иного художника. И какие бы высокие посты ни занимала Зара Темболатовна, она всегда оставалась и остается, прежде всего, человеком творческим, талантливым прочностью своих дружб и умением быть благодарным судьбе за множество встреч с интересными людьми, что появлялись на ее жизненном пути.
– Зара Темболатовна, стать искусствоведом была ваша мечта или здесь свою руку приложил его величество случай?
– Без его величества случая не обошлось. По окончании школы я мечтала уехать и поступить на журфак. Но меня не отпустили. Тогда стала поступать здесь на историко-филологический факультет пединститута. Недобрала баллы. Мама меня успокаивала. Посиди, говорила, дома, на следующий год попробуешь опять.
Как-то к нам в гости зашла соседка и, между прочим, спросила, не хочу ли я пока поработать смотрителем в художественном музее. Я, не раздумывая, согласилась. На моем первом рабочем месте меня встретили хорошо. Директор музея Роман Кузьмич Сикоев предложил мне попробовать себя в качестве экскурсовода. И я решилась. Помню, как с удовольствием водила экскурсии по музею, ездила с лекциями в Садон, Мизур… Работать было очень интересно, загружали нас по полной, но мы были молоды, увлечены, поэтому работа спорилась. Большую роль в моем становлении сыграла Елена Исааковна Адельберг, искусствовед с питерским образованием. Она-то и подсказала, куда мне лучше поехать учиться. К тому времени я уже твердо решила стать искусствоведом. К тому же в этой профессии есть что-то и от журналистики (та же работа со словом), о которой я когда-то мечтала.
В ту пору я была очень храбрая. Без всяких сомнений поехала в Ленинград поступать на факультет теории и истории искусств Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Все экзамены сдала на «отлично», в том числе и немецкий язык, из-за которого не поступила на историко-филологический факультет. Когда я получила пятерку по немецкому, не удержалась и сказала, что в Орджоникидзе на вступительных экзаменах мне поставили «3». «Не знаю, что там в Орджоникидзе, – ответила мне преподаватель, – но нам ваших знаний вполне хватает». Так я попала в свою профессию.
Питер, конечно, мне очень многое дал в плане личностного развития. Интересная учеба, посещение филармонии, концертных залов, театров, выставок, музеев… В общем, случай повел меня туда, куда было надо.
– Как складывалась ваша судьба по окончании института?
– После института меня «сватали» во Владивосток преподавать в институте искусств. Но мы были воспитаны так, что, получив образование, стремились вернуться в Осетию, чтобы здесь что-то сделать.
Я вернулась домой. Начала работать старшим научным сотрудником в художественном музее. С первого сентября преподавала историю искусств в Оспедучилище. В ту пору там обучались наши будущие известные художники Таймураз Айларов и Казбек Хетагуров. Тот же предмет меня еще пригласили преподавать на историческом факультете пединститута. Моими студентами и там были будущие светила исторической науки Виталий Тменов, Герлик Цибиров. Читала я лекции и в музыкально-педагогическом училище. На телевидении и в музее вела лекторий по искусству. Тогда же сдала кандидатский минимум.
– И стали кандидатом наук?
– Нет. Потом у меня родился сын. И было уже не до кандидатской.
– Как вы познакомились с вашим мужем – театроведом Таймуразом Газдановым? Вы знали, что он внучатый племянник Гайто Газданова?
– Познакомились мы в Питере совершенно случайно – в автобусе. Выяснили, что учились во Владикавказе в одной школе – № 28. В Ленинграде Таймураз был студентом института культуры. Потом он тоже вернулся домой, стал работать на телевидении, и наши пути пересеклись.
Когда я в 1966 году вошла в семью Газдановых, о Гайто, конечно, не говорили. Этой темы не касались, хотя мать Гайто (к тому времени ее уже не было в живых) очень близко общалась с нашей семьей. Вообще фамилия Газдановых в ту пору не была столь известной, как сейчас.
А вот когда отмечали столетие Гайто Газданова, я в Нальчике представилась, назвав свою фамилию, и это вызвало неожиданную для меня бурю эмоций. Оказывается, всех участников юбилейной конференции называли газдановцами. А тут заходит человек и представляется Газдановой…
– Вы стояли у истоков Владикавказского художественного училища, которое дало путевку в жизнь многим сегодня известным художникам, были первым его директором. Расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось?
– До того, как стать директором художественного училища, я пять лет проработала в Ставрополе в Музее изобразительного искусства. В 1971 году мы вернулись в Осетию. Я намеревалась опять идти работать в художественный музей. Но меня перехватила наш известный театровед Марина Антоновна Литвиненко, стала «сватать» в министерство культуры. Я сопротивлялась, не очень-то желая быть чиновником. А потом уже министр культуры Солтан Евгеньевич Ужегов сказал: «Приди, сделай нам училище». Это был 1973 год. Сидя в министерстве, я сначала подготовила всю документацию, потом мы провели вступительные экзамены в училище. Когда все уже было сделано, Солтан Евгеньевич предложил: «А теперь иди туда директором». Я ему отвечаю, что я, мол, беспартийная. А он мне: «Зато ты будешь работать».
Солтан Евгеньевич, надо отдать ему должное, ничего не навязывал. Я собрала педагогический коллектив – художников, которые к тому времени окончили питерские и московские вузы. Это Эльбрус Саккаев, Шалва Бедоев, Юрий Дзантиев, Казбек Хетагуров, скульптор Михаил Дзбоев, архитектор Заурбек Губаев, Таумураз Гагоев, который потом сменил меня на посту директора. Какие личности! Каждый из них умел мастерски что-то делать, и каждый был примером для своих студентов.
Поначалу училище занимало одно крыло нынешнего Дворца молодежи, потом располагалось по улице Фрунзе, где сейчас находится колледж культуры, позже переехало в здание на улицу Кирова. Собственно говоря, училище с самого начала своего существования никогда не имело хороших условий. И никогда это не было главным ни для преподавателей, ни для учащихся. Нам, педагогам, хотелось многое отдать, а студентам – многое взять. Ни за кого из наших выпускников нам никогда не было стыдно. Напротив, мы гордимся ими. Особенно запомнились первые выпуски. Нашими выпускниками были такие ныне известные художники, как Юрий Абисалов, Людмила Байцаева, Олег Басаев, Игорь Лотиев, Таймураз Маргиев, Нателла Левчук, скульпторы Билар Царикаев, Олег Цхурбаев, Андрей Плиев, Казбек Наскидаев, Сергей Цахилов, успешная художница на Ленфильме Инесса Сабанова, бывший главный художник Минводского издательства Валерий Тавасиев (светлая ему память), Василий Цаголов (он живет сейчас в Киеве), Мурат Тибилов (творит во Франции). Все они по окончании училища поступали в престижные столичные художественные вузы.
Училище было для всех нас большой радостью. Мы, вольные художники, росли как педагоги, учились вместе с ребятами. В училище формировались свои добрые традиции. С учащимися педагоги были близки. И в то же время соблюдалась субординация. Панибратство никогда не имело места. В училище было много светлого, доброго. Мы становились на ноги, росли.
Одновременно я работала в Союзе художников, в который вступила в 1975 году, являлась членом выставкома Юга России. В ту пору мы часто выезжали. Все художники, искусствоведы региона хорошо знали друг друга.
– И в то же время вы не прекращали свои исследования. Множество написанных вами искусствоведческих статей публиковались в республиканских и центральных журналах, газетах, сборниках. Вы являетесь автором монографий «Художник Осетии Аслан-Гирей Хохов», «Ольга Малтызова», каталогов различных выставок изобразительного искусства, альбомов, буклетов, телепередач. Как все успевали?
– Мы были молоды. Энергии хватало на все. К тому же, то, чем я занималась, меня интересовало. А писать об интересном тоже интересно. Конечно, как искусствовед я могла бы сделать больше, если бы не была так занята.
– В течение 15 лет с 1985 по 2000 год вы занимали должность заместителя министра культуры Северной Осетии. В каких тонах вспоминается сейчас тот период жизни?
– По правде говоря, я никогда никуда себя не двигала, никогда никуда не пробивалась. Но случилось так, что министр культуры Георгий Черчесов, уходя в обком, порекомендовал меня на должность замминистра. Он мне об этом сообщил. А через четыре месяца меня вызвали в обком партии и утвердили.
Работать в министерстве тоже было интересно. Хороший, дружный коллектив, что немаловажно. А вот чиновником я себя никогда не чувствовала. Все время работала с людьми. И с какими людьми! Представьте, композиторы Плиев, Хаханов, Габараев, Цорионти просто так, как говорится на огонек, заходили в министерство. Мы общались, беседовали. Точно так же к нам заглядывали и художники. Проводилось много интересных мероприятий. Одни только выезды в Москву с днями культуры Осетии и днями Коста Хетагурова чего стоили!
Потом наступили сложные времена. Стала сказываться нехватка финансирования. Перестали закупаться произведения художников, не пополнялись фонды художественного музея, фонотеки, библиотечные фонды. И в то же время в эти сложные годы были созданы Государственный национальный эстрадный оркестр РСО-Алания, который сейчас носит имя Кима Суанова, театр «Арвайдан», хореографический ансамбль Альбины Баевой «Арт», открыты колледж культуры, хоровая школа, детская музыкальная школа при училище искусств. Все это не требовало неимоверных затрат, но обогатило на нашу культуру.
Мне посчастливилось работать с разными министрами. И все они были людьми достойнейшими. Деликатный, интеллигентный Владимир Александрович Кесаев. С Сергеем Петровичем Таболовым мы проработали всего три месяца. Но какой он был правильный министр! Все время говорил: «Давайте идеи». А он уже находил возможности для их реализации. Интересно было работать и с Анатолием Дзантиевым. Мы оба с ним по образованию искусствоведы. Но это работе не мешало, а, скорее, наоборот помогало. У Анатолия Александровича всегда было много идей, у него хорошее воображение. Мы многое тогда сделали. Издавались книги, альбомы. Мы приняли участие в подготовке первого всемирного конгресса осетин. Уникальным по-своему человеком был Бибо Ватаев, творческим, понимающим, он всегда был готов выслушать, считался с мнением других. Все эти люди, с которыми я работала, давали импульс, движение, они влияли на нашу культуру.
Время было сложное, но именно тогда поколение 60-70-х годов активно развивалось и в литературе, и в изобразительном искусстве, и в музыке, и в кино. И я удачно попала в это время. Для меня художественное училище, Союз художников и министерство культуры взаимосвязаны, неотделимы друг от друга.
– А где вы себя чувствовали комфортнее: в министерстве, будучи чиновником, что предполагает какие-то рамки, или вольным художником, например, здесь, в национальной научной библиотеке Северной Осетии, где вы сейчас работаете?
– Я себя чувствовала одинаково комфортно и в художественном училище, и в министерстве культуры, и здесь. Правда, меньше всего предполагала, что попаду когда-нибудь в библиотеку. Но директор Ирина Хайманова пригласила меня, за что я ей очень благодарна. Вместе с Ириной Гуржибековой мы стараемся делать что-то нужное. С удовольствием принимаем участие в организации художественных выставок, которые стали в библиотеке уже доброй традицией. Я рада, что в этих стенах было организовано содружество творческой интеллигенции «Культура Осетии», что на заседаниях содружества поднимаются актуальные проблемы, на которые обращается внимание.
– Над чем непосредственно сейчас вы работаете?
– Над научно-информационным справочником «Культура и искусство Осетии ХХ-начала ХХI веков». Хочется, чтобы он не получился сухим. В справочнике все материалы распределены по разделам: театрально-концертные организации, учебные заведения, творческие союзы и музеи, народное творчество. Работать бесконечно интересно. К тому же рядом близкие мне, интеллигентные люди, крепкие профессионалы. Коллектив творческий. Так что, я жила и продолжаю жить интересной жизнью.
– Как долго вы работали над изданием «Дорога длиною в 70 лет», вышедшим к недавнему юбилею Союза художников Северной Осетии?
– Я начала работать над ним 20 лет назад. Потом рукопись затерялась, позже нашлась. Накануне юбилея мне позвонили из Союза художников, времени оставалось мало. Пришлось активизироваться. В общей сложности работала я совсем недолго.
– Когда-то, отвечая на вопрос о хобби, вы сказали, что ваши хобби – это внук, сад и компьютер. А как сейчас?
– Это было давно. Внук тогда был маленьким. Сейчас он вырос, ему 20 лет. Учится в Краснодарском институте физкультуры. Велосипедист. Но он по-прежнему для меня самый любимый.
Садом я была увлечена какое-то время. Экспериментировала. Все у меня всходило, росло, плодоносило. Вырастила гигантских размеров капусту. Но со временем это увлечение прошло.
А вот компьютер – совсем другое дело. В свое время у меня одной из первых в министерстве появился компьютер. Дзантиев распорядился. Саша Сухарников его установил. Помню, первое письмо, набранное на компьютере, мы послали тогдашнему президенту Галазову. Увидев такую красоту, он даже распорядился, чтобы все письма были такими. А сколько возможностей открывает компьютер! В общем, это по-прежнему мое увлечение.
– Булат Окуджава, который тоже родился 9 мая, в одном из интервью говорил, что до войны его день рождения был обычным рабочим днем, а после войны стал всенародным праздником. А вы как-то ощущаете особенность вашего дня рождения?
– Знаете, я, несмотря на то, что была еще совсем маленьким ребенком, хорошо помню 9 мая 1945 года. Ночью я проснулась оттого, что стреляли, помню, как зажглась лампа под зеленым абажуром. И я спросила маму: «У меня опять дня рождения не будет?» А она мне ответила: «Теперь у тебя всегда будет такой день рожденья!» Так оно и есть. Все о нем помнят, все приходят поздравить.
– Как будете отмечать свой юбилей?
– В кругу близких мне людей. Под близкими я имею в виду и своих коллег. Я всегда получала удовольствие от тех, с кем общалась. И не было никогда такого, чтобы мне не хотелось утром идти на работу. К тому же на мой юбилей приедет брат из Москвы, внук – из Краснодара. Это и будет самым большим для меня подарком.
– Зара Темболатовна, мы присоединяемся ко всем поздравлениям, которые прозвучат в ваш адрес девятого мая. Счастья вам, радости, здоровья и новых творческих успехов. Поздравляем!