Осетия Квайса



Проволокой через саксофон

В этом сезоне лауреат премии «Золотая маска» 35-летний Марат Гацалов был назначен главным режиссёром новой сцены Александринского театра. При этом он сохраняет за собой пост художественного руководителя Русского театра Эстонии.

Буквально накануне своего нового назначения худрук завершил постановку на сцене РТЭ первой части трилогии «Вавилонская башня». За несколько недель до премьеры Марат Гацалов честно предупредил: «Это не полноценный спектакль, а заявка режиссёра на определённое решение материала». Заявка получилась неубедительная, особенно если учесть, что на её формулирование ушёл целый год, в течение которого худрук не поставил ни одного спектакля, да и вообще бывал в Таллине наездами.

За неделю до премьеры в театр завезли десять тонн металлических конструкций, из которых возвели некое сооружение, долженствующее изображать не то саму Вавилонскую башню, не то строительные леса, потребные для осуществления этого грандиозного библейского проекта. При этом полностью были закрыты не только сцена, но и весь партер, публике оставили лишь балкон.

В течение двух с лишним часов без перерыва по этим не то лесам, не то этажам башни слоняются неприкаянные артисты. Длительные паузы между репризами заполняют диалоги Марата Гацалова (в исполнении артиста Ильи Нартова) и автора пьесы Екатерины Бондаренко (актриса Лариса Саванкова). Режиссёр и драматург общаются по скайпу. Для удобства зрителей их изображения проецируются на экран. Диалоги насыщены сентенциями о том, как трудно в этом мире даётся понимание друг друга, а реализация творческих замыслов идёт со скрипом… И непонятно, ЧТО играть, если ноутбук с текстом пропал. А время идёт, сроки поджимают, надо спектакль сдавать. А давай поставим спектакль о том, как ставится спектакль? А давай!

Поскольку текст пьесы утрачен, соавторы импровизируют на ходу в отчаянной надежде, что «авось удастся как-нибудь выкрутиться». Частично эту же задачу решают демонстрируемые на заднике видеокадры общего собрания труппы, участники которого с пристрастием допрашивают своего худрука (уже не в исполнении артиста, а непосредственно Марата Гацалова) о его личных и творческих обстоятельствах.

Впечатляет также оральный секс хозяйки пушистого кота со своим четвероногим любимцем (по счастью, бессловесную, но ответственную роль кота играет всё-таки артист). Не оставляет зрителей равнодушными успешная попытка наполнить неиспользованный презерватив водой из двухлитровой бутыли. Апогеем всего действия становится сцена, в которой неподвижный и бессловесный паралитик вдруг чудесным образом исцеляется. Глупая сиделка достала его своей непрерывной болтовнёй, и он в мучительных, почти десятиминутных, конвульсиях выдавливает из себя сакраментальное: «Заткнись!!!»

…Великий джазовый саксофонист Чарли Паркер в конце карьеры признался, что он извлёк из своего инструмента всё, что было возможно традиционным способом. И тогда он стал протаскивать через саксофон стальную проволоку.

Один из рецензентов с грустью написал после спектакля: «Гора родила мышь». Другой и вовсе упомянул ещё более мелкую и более гадкую представительницу фауны – ту самую, на которую обычно с особым раздражением смотрит солдат.

…А в новой Александринке сцена и зрительный зал гораздо просторнее, чем в РТЭ. Там наверняка поместится больше, чем десять тонн металлоконструкций.

Вячеслав ИВАНОВ, корреспондент «НВ» в Эстонии
«Невское время», 02.10.2013