Осетия Квайса



Обвиняемые в нападении на Нальчик дождались защиты

// В прениях на процессе, который длится более четырех лет, начали выступать адвокаты

Вчера в Верховном суде Кабардино-Балкарии (КБР) на продолжающемся уже более четырех с половиной лет процессе по делу о нападении боевиков на Нальчик, совершенном в октябре 2005 года, в прениях начались выступления защиты. Перед судом предстали 57 человек, которым в совокупности по разным эпизодам инкриминируются убийства 35 полицейских, 12 мирных жителей и другие тяжкие преступления.

Напомним, что прения сторон на процессе начались в середине августа этого года, когда в суде выступила руководитель группы представителей гособвинения Ольга Чибинева. Она заявила, что вина всех подсудимых (каждому из них вменяется от 10 до 12 тяжких и особо тяжких статей УК РФ) полностью доказана. В середине сентября госпожа Чибинева затребовала для 57 подсудимых от четырех с половиной лет лишения свободы до пожизненного заключения. Самую строгую меру наказания гособвинитель предложила назначить семи обвиняемым — бывшему заключенному американской тюрьмы в Гуантанамо Расулу Кудаеву, а также Эдуарду Миронову, Анзору Машукову, братьям Аслану и Руслану Кучменовым, Азамату Шокумову и Мурату Бапинаеву.

Самые маленькие сроки прокурор Чибинева запросила трем подсудимым, которые в настоящее время находятся под подпиской о невыезде. Казбека Будтуева она предложила приговорить к четырем годам шести месяцам колонии, Залима Улимбашева — к пяти годам двум месяцам, а Анзора Ашева — к шести годам семи месяцам заключения. Отметим, что все они эти сроки уже провели в СИЗО. А вот в отношении еще одного находящегося под подпиской о невыезде обвиняемого — Сергея Казиева — гособвинение оказалось куда более строгим, затребовав для него 22 года колонии строгого режима.

Вчера в прениях начали выступать адвокаты подсудимых. Первыми слово взяли защитники обвиняемых по эпизодам нападения на УБОП МВД по КБР и боестолкновения у садоводческого товарищества «Ландыш». Намеревавшиеся напасть на него боевики в ночь на 13 октября 2005 года собрались на даче одного из подсудимых, где их случайно заметил сосед и сообщил об этом в милицию, после чего завязалась перестрелка.

Адвокат Аниуар Барагунов, представляющий интересы Залима Улимбашева, заявил, что его подзащитный признал свою вину и согласился с наказанием, предложенным обвинением (пять лет два месяца). А вот Юрий Гетоков, осуществляющий защиту Заура Эржибова, которому грозит 12 лет лишения свободы, не согласился с позицией гособвинения, посчитав выводы следствия не нашедшими подтверждения в суде. «Эржибов добровольно выдал оружие, хотя имел реальную возможность не делать этого»,— подчеркнул адвокат. Он попросил суд назначить его подзащитному наказание, не превышающее срок, проведенный Эржибовым в СИЗО. Такое же наказание для подсудимого Руслана Ханова (для него обвинение требует 12,5 года колонии) просил его адвокат Казбек Датдеев. Защитник указал, что сторона обвинения руководствовалась следующей логикой: раз доказано участие подсудимых в преступном сообществе, то доказано и их участие в других преступных деяниях. «В речи гособвинителя я так и не услышал, чем реально подтверждается вина Ханова»,— подчеркнул адвокат.

«Прошу только одного — чтобы суд объективно оценил действия Тохова, который даже не держал в руках оружия, и назначил ему наказание с учетом того, что он уже отсидел, и наличия у него серьезного заболевания»,— заявил адвокат подсудимого Марат Озроков.

Последней по эпизоду нападения на УБОП выступала Татьяна Псомиади, адвокат подсудимого Азрета Шаваева (для него обвинение просит 23 года лишения свободы). Она начала с того, что назвала незаконными иски республиканского и окружного МВД, так как их, по ее мнению, должен был подавать Минфин РФ. Свою речь адвокат вынуждена была прервать, так как в процессе был объявлен перерыв.

Тимур САМЕДОВ
«Коммерсантъ», 24.09.2013