Грузия может ввести визовый режим для РФ
// В Тбилиси заговорили о симметричных отношениях с Москвой
Тбилиси не исключает возможности восстановления визового режима с Россией. Согласно заявлению министра иностранных дел Грузии Майи Панджикидзе, отношения между государствами должны быть симметричными. В целом власти могут пересмотреть нынешние правила въезда в Грузию для граждан более 100 стран мира.
Президент Грузии Михаил Саакашвили, объявив развитие туризма приоритетной целью правительства, а саму сферу – краеугольным камнем экономики, одновременно провозгласил политику максимальной открытости страны. Как следствие власти подвергли ревизии визовые режимы с большинством стран мира. Для граждан одних стран правила въезда в Грузию были максимально упрощены, для других – визовый режим в одностороннем порядке был вовсе упразднен. В конечном счете для 122 стран мира посещение Грузии стало свободным от дополнительной бюрократической волокиты. В том числе для россиян, которые поначалу могли получать визы как в грузинских консульских службах, так и на всех легальных КПП государственной границы Грузии за символическую сумму. Впоследствии, несмотря на то, что для граждан Грузии въезд в Россию так и остался сопряжен с жестким режимом, Саакашвили распорядился отменить визы для россиян.
Новые власти Грузии сочли существующее положение дел ущербным для имиджа страны.
«Я вообще против одностороннего безвизового режима со 122 странами мира… Мы предприняли соответствующие меры при проведении эмиграционной политики», – объявила глава МИД Грузии Майя Панджикидзе в эфире телекомпании «Рустави-2».
Для каких стран Тбилиси уже успел восстановить или установить визовый режим, пока непонятно – госпожа министр не стала уточнять. При этом она дала понять, что рассчитывает добиться понимания России с тем, чтобы она сделала встречные шаги, отменив визовый режим для граждан Грузии или хотя бы существенно облегчила его.
«Россия на какие-то наши действия ответила адекватно, – сказала Панджикидзе. – Мы хотели вернуть продукцию на российский рынок и добились этого. Естественно, если бы Москва была против, ничего бы не произошло. Так же, как не было бы восстановлено транспортное сообщение. Но с визами дело обстоит иначе».
По словам министра, шагом вперед станет введение российской стороной каких-то льгот, но позиция России в том, что визовый режим она отменять полностью не будет, несмотря даже на то что прежняя власть Грузии ввела безвизовый режим. Глава МИДа подчеркнула, что выступает за симметричные отношения. Под таковыми, очевидно, следует понимать: если Москва ничего не изменит в правилах приезда для граждан Грузии, то и Тбилиси откажется от безвизового режима для россиян.
Возникает вопрос: кто и что выиграет от возможных действий грузинской стороны? Ответ на поверхности. Как подсказывает опыт, в выигрыше окажутся несколько «контор», специализирующихся на посредничестве в визовых делах, если вдруг Тбилиси введет жесткий режим. Если же режим будет либеральным, то есть визы можно будет получать при пересечении границы, то в выигрыше окажется только грузинский бюджет. Хотя, конечно, внешнеполитическому ведомству, помышляющему о «симметричных отношениях», стоит держать в уме, что черноморские курорты Грузии уже второй раз подряд провалили летний сезон, сильно не досчитавшись запланированных поступлений.
Понятно, что конкурировать с более дешевыми, а главное с превосходящими по уровню сервиса курортами Турции, они пока не могут, но введение визового режима их положение только усугубит. Те же россияне, приезжавшие в эти годы загорать в Аджарию, скорее всего, предпочтут ей ту же Турцию или Абхазию, посещение которых не потребует дополнительных расходов в виде визовых пошлин. Пусть даже копеечных. МИДу нелишне также помнить и о тысячах соотечественниках, которые регулярно посещают родину.
Рассуждая о грузино-российских отношениях, Майя Панджикидзе заметила, что, несмотря на позитивные сдвиги в экономической и гуманитарных сферах, политическое потепление между странами не наступило, ибо по ряду вопросов Тбилиси и Москва продолжают оставаться на противоположных позициях.
«Для нас существуют «красные линии», которые мы никогда не пересмотрим», – заявила министр.
По ее словам, это прежде всего вопросы, связанные с признанием Абхазии и Южной Осетии, а также свободный выбор Грузии своих внешнеполитических ориентиров – она вольна выбирать альянсы или союзы, к которым будет присоединяться.
Юрий РОКС
«Независимая газета», 23.09.2013