В Абхазии убит дипломат, защищавший русских
// Бандиты «поздравили» МИД РФ с пятилетием установления дипотношений с Сухумом
Утром в понедельник, 9 сентября, около своего дома на улице Назадзе в Сухуме в служебном автомобиле был расстрелян российский дипломат — 1-й секретарь посольства РФ в Абхазии, вице-консул Дмитрий Вишернев. Ему было 36 лет.
Как сообщил «МК» посол РФ в Абхазии Семен Григорьев, убийство произошло примерно в 8.30 утра, в тот момент, когда машина дипломата, в которой кроме него находилась супруга, выезжала из гаража. Вишернев скончался на месте, его жена с тяжелыми огнестрельными ранениями доставлена в больницу. По словам посла, убитый дипломат работал в консульском отделе и занимался широким кругом вопросов, имел обширные связи среди местного населения. Некоторое время он работал и в российско-абхазской комиссии по вопросам восстановления имущественных прав граждан, в которую обращаются люди, чьи дома и квартиры были захвачены в военные и послевоенные годы.
По горячим следам, не владея всей полнотой информации, доступной следствию, можно сказать следующее: это убийство демонстративное, наглое, и оно не похоже на обычное криминальное. Зато очень похоже на политическое.
Версия, которая приходит в голову первой: «заказ» идет со стороны сил, которые заинтересованы в том, чтобы вбить клин между Москвой и Сухумом. В пользу этой версии говорит тот факт, что убийство совершено в пятилетнюю годовщину установления дипотношений между РФ и Абхазией. Именно 9 сентября 2008 года МИД РФ обменялся соответствующими нотами с министерством иностранных дел РА.
Впрочем, эта версия — именно потому что она лежит на поверхности — может быть хорошим прикрытием для настоящих убийц. В понедельник утром мне позвонили из Сухума и сообщили, что там активно распространяются слухи, что Вишернева уже, дескать, грабили, и машину его разбивали, и вообще грабители взяли в его квартире много денег — непонятно, откуда они у дипломата. Не сомневаюсь, что эти слухи распространяются целенаправленно, чтобы бросить тень на вице-консула и направить общественное мнение в сторону «уголовной» версии. А это вызывает подозрения, что мотивы убийц могут быть совершенно другими.
Кому же в Абхазии мог помешать российский дипломат Дмитрий Вишернев?
Его хорошо знали те, кто пытается сейчас через абхазские суды или правительственную комиссию вернуть права на утраченное жилье. Вишернев был известен как активный защитник пострадавших. Он часто встречался с ними, работал в комиссии, писал запросы, пытался добиться ответа от абхазских чиновников. Вот что рассказала мне одна из пострадавших, чью квартиру в Сухуме отобрали мошенники: «Он был очень порядочный человек. Он так нас защищал! Он работал с нами очень активно, переживал за нас. Я несколько раз была у него на приеме. Он мне сказал: «Меня убрали из российско-абхазской комиссии, потому что я начал активно защищать пострадавших». Еще он мне прямым текстом говорил: «Здесь проводится политика выдавливания русского населения». Он рассказывал, как грабят российских бизнесменов, избивают и грабят туристов».
Можно предположить, что обо всех этих негативных явлениях дипломат информировал и Москву. И, мне кажется, чтобы установить истину, российская сторона должна взять расследование под свой полный контроль.
Обозревателю МК удалось побеседовать с некоторыми жителями дома, в котором снимал квартиру убитый в понедельник 1-й секретарь посольства РФ Дмитрий Вишернев. Как они рассказали, есть свидетели, видевшие убийцу в момент совершения им преступления. «Этот человек в течение недели перед убийством околачивался у нашего дома, совершенно не скрываясь, пил кофе в кафе. Его многие видели. Внешность у него не кавказская».
Именно по описаниям этих свидетелей составлен фоторобот, по которому сейчас абхазская милиция ловит убийцу.
Марина ПЕРЕВОЗКИНА
«Московский комсомолец», 10.09.2013