Орлиные крылья танца
// Заслуженному артисту РФ Нодару ПЛИЕВУ – 65
«…Самые запомнившиеся гастроли в моей «танцевальной биографии»? Пожалуй – поездка в Китай. Китайцы – народ, внешне скупой на эмоции, но наши танцы даже в броне этой восточной философской невозмутимости сумели тогда пробить брешь. Никогда не забуду, как неистово, стоя, нам аплодировала десятитысячная зрительская аудитория», – вспоминает сегодня он.
А еще признается с улыбкой, что в детстве мечтал стать летчиком. Но судьба распорядилась по-иному, подарив ему совсем другие крылья – орлиные крылья танца…
И творческий взлет молодого танцора был по-настоящему блистательным. Начинал он в Госансамбле песни и танца Южной Осетии «Симд», куда пригласил его в 1967 году тогдашний худрук этого коллектива Хазби Гаглоев. Потом были почти два десятилетия, отданные работе солистом в составе Госансамбля «Алан». Было, уже в конце 1980-х – начале 1990-х годов, и творческое сотрудничество с прославленным ансамблем народного танца Грузии, который возглавлял в те годы Тенгиз Сухишвили. Была и работа в конном театре «Нарты»…
Почти полвека на сцене в общей сложности. И сегодня он по-прежнему не расстается с ней – со сценой. По-юношески красивый, статный, легкий, с горделивой осанкой – пусть и тронуло волосы серебро седины. Занимается с начинающими, юными танцорами, нередко и с огромным увлечением принимает участие как хореограф-постановщик в творческих проектах Северо-Осетинского академического и Дигорского театров, блистает и срывает оглушительные овации во время выступлений на «правительственных» республиканских концертах… Когда он плывет на носках в симде и в осетинском танце-приглашении, невольно вспоминается легендарный нарт Сослан – и его танец на чаше. Когда любуешься им в аристократически рыцарственном грузинском «Картули», в котором он – абсолютно неподражаем, так и хочется сравнить его с героями Руставели…
Он – это Нодар Плиев. Народный артист Северной Осетии. Заслуженный артист России. Один из тех мастеров осетинского танца, мастерство которых давно и прочно короновано эпитетами «великолепное», «непревзойденное», «потрясающее»… Вчера, 10 июля, его поклонники (а имя им – обе Осетии!) поздравляли его с 65-летним юбилеем.
От всей души присоединяется к этим поздравлениям и наша «СО». А слово о Мастере на ее страницах сегодня – его коллегам по сцене и по служению осетинскому танцу. Служению, которое для него – больше чем призвание. Это – Любовь и Судьба…
Эльбрус КУБАЛОВ, народный артист РСО–А, художественный руководитель Государственного академического ансамбля танца «Алан»:
– Нодар Плиев – это не просто выдающееся имя в осетинской национальной хореографии. Это имя, которое вот уже не один десяток лет с восхищением произносят танцоры и поклонники народного танца и в других республиках Северного Кавказа, и в Закавказье. И это – Личность. Артист, не только богатейше одаренный от природы, но и отточивший свое мастерство до блеска – благодаря огромному трудолюбию и постоянному поиску совершенства в танце…
А его творчество – несомненно, одна из самых ярких страниц в истории нашего ансамбля, который в этом году тоже отмечает юбилей – 75-летний.
Надежда БУЛЫНКИНА, заслуженная артистка РСО–А:
– Это – именно тот случай, о каких принято говорить: «Танцами человек бредил с детства». Природа подтолкнула Нодара к этому призванию, но отшлифовал свой дар он благодаря нещадной работе над собой – в буквальном смысле слова до седьмого пота. Приходил на репетиции в семь утра, за три часа до их начала – и разминался и занимался в зале в одиночку, а потом, когда подтягивались мы, остальные его коллеги по «Алану», продолжал репетировать уже вместе с нами. Представляете? Носил на репетициях пояс с тяжелыми свинцовыми накладками – и не расставался с ним, даже выполняя самые сложные танцевальные элементы, чтобы приучить себя к нагрузкам, освобождаясь от которых, танцор просто невесомо парит в воздухе над сценой…
И при этом специального хореографического образования у Нодара нет. Никакого. Самородок – это тоже о нем… Кто знает, как сложилась бы его творческая судьба, если бы удалось ему в свое время такое образование получить: может быть, он ушел бы из народно-сценического танца в классику, может, Осетия гордилась бы им как вторым Цискаридзе или вторым Барышниковым… Но, так или иначе, именно в народном танце он нашел себя. И в национальном искусстве Осетии его имя сегодня сияет, как изумруд…
Подготовила Е.ТОЛОКОННИКОВА
«Северная Осетия», 11.07.2013