Осетия Квайса



Пять вопросов для Ингушетии

// О том, должен ли федеральный центр вмешиваться в выборы в этой северокавказской республике

Предстоящие в Ингушетии выборы главы региона по новой системе (с голосованием регионального парламента за отобранных президентом кандидатов от политических партий) рискуют стать для республики фактором не стабилизации, а риска. В мононациональной Ингушетии нет почвы для конфликтов разных национальностей (хотя именно это и было главным аргументом в пользу перехода к новой системе выборов в кавказских республиках). Однако можно выделить пять проблемных узлов, которые вряд ли могут быть развязаны при сценарии политического доминирования действующего президента.

В свое время я назвал назначение Юнус-Бека Евкурова главой Ингушетии сильным кадровым ходом Дмитрия Медведева. Действительно, в тот момент приход человека со стороны, не включенного в местные клановые дрязги, кадрового офицера, воспринимавшегося посланцем федерального центра, помогло стабилизировать ситуацию в регионе. Личная храбрость и прямота бывшего военного разведчика вызывали симпатию. Однако за прошедшие пять лет обострились застарелые проблемы.

1. Ингушетия остается одним из наиболее отсталых регионов России в социально-экономической сфере, и прорывных проектов развития экономики не появилось.

2. На смену одним кланам просто пришли другие. По-прежнему остро стоит проблема коррупции в органах власти.

3. Проблемная экономическая ситуация и коррупция становятся питательной средой для террористической активности, которая по-прежнему остается высокой.

4. Актуализированный территориальный спор с Чеченской Республикой и потушенный, но имеющий потенциал эскалации конфликт с Северной Осетией из-за Пригородного района создают дополнительное напряжение.

5. Возможности власти реагировать на эти вызовы ограничены невысокой популярностью президента (по рейтингу Евкуров сегодня уступает обоим своим предшественникам на посту главы Ингушетии).

В этих условиях сценарий силового доминирования главы республики, вытеснения политических оппонентов является крайне рискованным. Тот факт, что критики президента вынуждены проводить альтернативный Ингушский национальный конгресс в Москве, а один из его организаторов был задержан и этапирован в Ингушетию, наглядно иллюстрирует политическую атмосферу в республике. Без вмешательства федерального центра, выступающего в качестве модератора политического диалога, работы по созданию привлекательного образа будущего и реальной конкуренции выборы президента республики по новой системе (особенно по новой системе) могут стать фактором дестабилизации.

Евгений МИНЧЕНКО,
генеральный директор Международного института политической экспертизы

«Известия», 13.06.2013