Минобороны все-таки ограничило призыв с Северного Кавказа
// Войска пополнят в основном новобранцы-славяне
На днях первая команда призывников из Дагестана, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии численностью в 140 человек отправилась из Ростова-на-Дону в соединения и воинские части, дислоцированные на Востоке России. По сообщению пресс-службы Южного военного округа (ЮВО), всего из регионов Северного Кавказа, если не считать призывников из Ставрополья, в ходе нынешнего весеннего призыва в войска планируется направить около 2000 человек.
Эта цифра крайне мала, поскольку призывной ресурс в республиках Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) значительно выше. Получается, что из СКФО, в структуре населения которого русские составляют всего 30%, в основном будут призываться славяне.
Для многонационального Дагестана, где проживают 2,9 млн. человек (из них, по данным последней переписи, лишь 3,57% – русские), план призыва составляет всего 800 новобранцев. А для Ставропольского края, насчитывающего 2,7 млн. жителей (из них более 80% – русские), этот показатель в пять раз больше. И это, конечно, вызывает определенное недовольство в республиках. В Дагестане об этом заявил военный комиссар республики Дайтбег Мустафаев. «С учетом отсрочек, состояния здоровья и других обстоятельств Дагестан только этой весной мог бы дать Вооруженным силам страны 25–30 тысяч крепких ребят, но пока вот такие квоты у республики, – сказал военком. – Надеемся, что, как и в лучшие времена, из республики будут призывать по 4–5 тысяч человек».
По-прежнему настаивают на начале полномасштабного призыва и общественные организации в Чечне, в частности Общественная палата и Военный комиссариат республики. Но руководство страны и Минобороны этого предпочитают не замечать. Хотя в начале призывной кампании, чтобы, видимо, успокоить общественное мнение, начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Василий Смирнов заявил, что из регионов Северного Кавказа «будут призваны тысячи молодых людей». Но, получается, из национальных республик СКФО будет призвано всего 2 тыс. новобранцев.
Из ниже приведенной таблицы видно, что нагрузка на призывников в регионах Южного военного округа крайне неоднородна. Как известно, ЮВО дислоцируется на территории двух федеральных округов – СКФО и Южного федерального округа (ЮФО). Но для ЮФО, где проживает в основном русскоязычное население, план призыва превышает среднероссийские относительные показатели на 40%. А в сравнении с СКФО более чем в два раза.
Таким образом, самый относительно высокий уровень призыва на военную службу на Ставрополье. Но, по официальным данным ЮВО, он также высок в Краснодарском крае (призовут более 7 тыс. человек), Ростовской (более 5 тыс.) и Волгоградской (более 3,5 тыс.) областях. В остальных регионах эти цифры меньше в три и более раза.
Военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев, который проживает в Краснодаре, считает, что план призыва в России надо корректировать. «С одной стороны, нет ничего плохого в том, что наши ребята, казаки, в массовом порядке призываются в армию. Но это надо делать и в других регионах Северного Кавказа. Мы все граждане одной страны. И военную службу должны проходить все молодые люди. Тогда и некомплекта в армии не будет», – считает генерал.
«Призыв в армию из многонациональных республик Северного Кавказа ограничен по двум причинам. Военное руководство боится, что, получив военную специальность, парни потом уйдут к боевикам. Да и в смысле дисциплины выходцы с Кавказа – головная боль командиров. Но почему во внутренние войска не боятся брать выходцев из Дагестана, Чечни и других республик? Уровень дисциплины в подразделениях зависит от командиров. С казарменными хулиганами должны работать командиры, офицеры-воспитатели. А если они не могут этого делать, это не повод, чтобы не призывать уроженцев Кавказа в армию. Это прямое нарушение Конституции», – считает член Общественного совета (ОС) при Минобороны секретарь Союза комитетов солдатских матерей РФ Валентина Мельникова. Она рассказала, что ставила эти проблемы перед министром обороны Сергеем Шойгу, встречаясь в рамках ОС. «Но он пока против полноценного призыва из республик Северного Кавказа», – сказала Мельникова. Она, впрочем, надеется убедить министра пересмотреть свою точку зрения на этот счет.
Владимир МУХИН
«Независимая газета», 31.05.2013