Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!
Эти знаменитые слова были сказаны великим русским гражданином и поэтом Некрасовым. В наше непростое время, как и в былые тяжелые времена, трудно быть гражданином в высоком понимании этого слова. Иметь твердую гражданскую позицию, отстаивать свои взгляды, а тем более быть учителем и страстным защитником интересов своего народа – это действительно нелегко! А еще и быть признанным народным поэтом, человеком, для которого судьба Родины, родной земли всегда была на первом месте.
Все это по праву можно сказать про Шамиля ДЖИКАЕВА.
Когда в конце 90-х годов прошлого века ушел из жизни великий сын России академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, кто-то из представителей российской интеллигенции сказал о том, что ушел из жизни человек, который был эталоном порядочности, великим интеллигентом, на которого равнялись его современники. Действительно, все это была правдой.
Давно, будучи студентом Тверского государственного университета, мне тоже посчастливилось слушать выступления академика Д.С.Лихачева. Его слова запомнились на всю жизнь. А еще запомнилось то, каким он был простым человеком, несмотря на все его звания и регалии.
Жизнь человека устроена так, что мы часто не задумываемся о том, что спустя какое-то время мы обнаруживаем, что в свое время не сделали какое-то дело, оставили его на потом…
Несколько лет назад, приступив к работе в ЮОГУ им. А.Тибилова, я решил поступить в аспирантуру в СОГУ им. К.Хетагурова. Тогда судьба на короткое время свела меня с Шамилем Джикаевым. Обратившись к нему с просьбой быть моим научным руководителем, он не задумываясь сразу же согласился. Заочно я давно знал его, был знаком с его творчеством. Но когда мы познакомились поближе, мне стало понятно, кем на самом деле являлся Шамиль Джикаев для нас всех, для всей Осетии. Для него, как и для Лихачева, проблемы родной земли, простого народа, судьба страны были главными в жизни.
О литературном творчестве Шамиля Джикаева написано много. Его талант велик и бесспорен. Он родился в с. Дзомагъ, был выходцем из Южной Осетии. Любовь поэта к Южной Осетии просматривается во многих его поэтических произведениях. Но в то же время Шамиль Джикаев был достойным сыном единой Осетии. Свою родину он всегда мечтал видеть единой, сильной, могучей.
Обладая прекрасными знаниями в области литературы, истории, фольклора, он понимал и чувствовал ту большую ответственность, которая стоит перед осетинской интеллигенцией в деле возрождения Осетии. В беседах с ним (несколько раз мы проговорили около 6 часов) человек узнавал много интересного и необычного из истории Осетии, литературы и вообще из жизни. Как-то я сказал ему, что наша Отечественная война продлилась около 20 лет, и что за это время в Южной Осетии выросло целое поколение, которому суждено было испытать все тяготы военного времени. Шамиль слушал меня внимательно, а потом рассказал о том, как во время нашествия монголо-татар на Аланию одна аланская крепость в течение 15 лет вела борьбу и не была покорена. Он говорил о том, что наши предки всегда славились во всем мире тем, что такое понятие как «æгъдау» был для них превыше всего. И до тех пор, когда они следовали, жили по его законам – никакой враг не мог справиться, осилить наших предков.
Являясь великим гражданином, патриотом своего народа, Шамиль прекрасно понимал и чувствовал дух и силу народа. Он с болью в душе говорил о том, в каком тяжелом положении оказалась Осетия после распада СССР. Он как никто другой видел те социальные болезни, которым подверглась наша молодежь, наше общество. Шамиль больно реагировал на все эти новые негативные явления действительности. Но каждая его мысль заканчивалась тем, что народ Осетии сможет преодолеть все трудности, сможет возродиться. Рассказывая о многих трагических моментах, которые были в истории народа Осетии, он говорил о том, что наш народ всегда преодолевал невозможное и вновь крепко вставал на ноги.
Его вера в силу народного духа была непоколебимой. В беседах с ним я многое узнал от него о тех проблемах, которые были в его работе, в жизни. Он всегда оставался жизнерадостным, большим оптимистом. Слушая мои рассказы о проблемах, которые были на юге Осетии, он переживал и сочувствовал нам. Как-то он сказал мне: «Я верю – Осетия рано или поздно опять возродится. Я уверен, что возрождение Осетии начнется с Юга!»
На мой вопрос, почему именно с юга, а не с севера, он ответил, что за последние 19 лет Отечественной войны в Южной Осетии народ хоть и потерял много человеческих жизней, но духовно он смог окрепнуть. «То, что смогли выдержать вы на юге, это не каждый бы смог осилить», – сказал Шамиль Джикаев.
Он говорил о том, что Осетия должна быть единой не только территориально, но и духовно. Он с болью в душе говорил о том, что многие наши недруги пытаются разделить нас по каким-то понятиям, кланам: иронцы, дигорцы, кударцы и т.д. Видя эту проблему, Шамиль везде и всюду говорил об этой опасности для Осетии.
Обращаясь к истории наших предков, Шамиль говорил, что монголы никогда бы не смогли победить алан, если бы они были едины в тот период. А из истории мы знаем, что когда монголо-татарские полчища подошли к территориям алан, то они не выступили все вместе, сообща против общего врага, в результате чего и были разбиты по отдельности. Уроки истории никогда не следует забывать.
Он рассказывал много интересного и о скифах. Говоря о них, он цитировал военачальников древности, которые говорили о том, что у скифов столько золота, что их невозможно ничем подкупить, а затем и победить. И здесь Шамиль указывал на наш великий Æгъдау. Все надежды он связывал с тем, что в жизни народа наконец-то основополагающими понятиями станут те принципы, по которым воспитывались и жили наши славные предки.
Говоря об осетинском языке, литературе и культуре, Шамиля можно было слушать часами. Все, что было связано с этими понятиями, были для него первостепенными. Он с горечью говорил о том, что некоторые представители осетинской интеллигенции с высоких трибун кричат и учат других тому, что осетинский язык надо учить, развивать и т.д. А у самих дети не в состоянии сформулировать хотя бы одну мысль на родном языке. Он говорил о том, что если мы забудем наш язык, то на севере нас будут называть просто населением Северной Осетии.
Шамиль был горд и восхищался осетинским языком, владел им прекрасно. Как-то он спросил меня об одном своем произведении, как оно мне понравилось. Когда я ответил, что оно великолепно, но там много неизвестных для меня осетинских слов, он печально улыбнулся и сказал, что некоторые слова непонятны не только мне. Он с грустью процитировал Александра Тибилова, сказав, что «ирон лæг» должен думать и формулировать свои мысли на осетинском языке. А когда он этого не может, то он теряет очень много…
Говоря о научных работах Александра Тибилова, он с горечью отмечал, что несмотря на то, что прошло столько много времени с тех пор, когда над ними работал Александр Тибилов, многие проблемы осетинского языка до сих пор не решены. А были проблемы, которые стали сегодня еще острее. Чтобы решить накопившиеся вопросы, он сам делал многое. Однако Шамиль всегда говорил о том, что без серьезной, продуманной государственной программы развития осетинского языка у нас ничего не получится.
«Интеллигенция севера и юга Осетии должна работать совместно над всеми этими вопросами, иначе должного результата никогда не будет», – говорил он.
Как-то в очередной мой приезд я застал в его кабинете одного человека, который показывал ему две небольшие книжки в красивом футляре. Он с восхищением рассказывал ему о том, что это произведения осетинских и грузинских писателей, которые были изданы для того, чтобы «братские» народы Осетии и Грузии «поняли» друг друга. Этот «товарищ» хотел подарить книги Шамилю. Шамиль повернулся в кресле и поднял из мусорной корзины такой же экземпляр. Мне запомнились его глаза, которые были полны грусти и печали. Когда мы остались одни, он долго молчал, а потом заговорил о том, до чего же некоторые «уважаемые ученые» опустились, в кого они превратились. «Не остыли еще раны августовской войны, а эти… уже готовы дружить с убийцами нашего народа!», – с болью в душе проговорил он.
«Сегодня в Осетии много людей, достигших больших успехов в работе, карьере. Они образованны, занимают высокие посты. Но Лæгау-Лæгтæ, как было раньше, у нас осталось очень мало», – сказал он с грустью. Слово Лæгау-Лæг всегда было в Осетии очень высоким понятием. Чтобы заслужить это звание, надо было сделать очень много доброго, хорошего для своего народа.
Мне часто приходилось слушать его мнение о проблемах молодежи. Тут он сильно переживал и задумывался о завтрашнем дне осетинской молодежи. Шамиль говорил, что несмотря на то, что сегодня многие представители старшего поколения ругают молодежь за то, что она уже не такая, как раньше, он был уверен, что молодежь у нас очень хорошая. «Если бы не молодые ребята, кто бы смог противостоять грузинским фашистам! 20 лет войны – это же целая вечность. Что они хорошего видели за эти годы? Одни ужасы войны!», – говорил он.
Чтобы воспитать достойное поколение, необходимо вернуться к нашим корням. С древних времен все народы завидовали тому, какая у нас воспитанная, прекрасная молодежь. И в очередной раз он говорил об осетинском Æгъдау. Без этого у нас нет правильного пути.
Во время нашей последней встречи Шамиль говорил о том, что его сильно достают телефонные звонки с угрозами в его адрес. Однако страха в его глазах не было. «Я уже старый человек, а меня хотят запугать», – говорил он. Было больно смотреть, как он переживал…
Известие о страшной смерти Шамиля Джикаева всколыхнуло всю Осетию. Народ словно осиротел в один день. Все, кто его знал, были потрясены трагическим известием. Многие тогда еще не понимали, кого потеряла Осетия. Лæгау-Лæгтæ, такие как Шамиль Джикаев, в Осетии рождаются, наверное, в сто лет один раз. Они остаются в памяти народа тем, что полностью отдают себя служению высоким идеалам добра и справедливости.
Мы же, граждане Осетии, обязаны увековечить их светлые имена для будущих поколений! В честь Шамиля Джикаева в Цхинвале проводились вечера памяти в некоторых школах и на осетинской кафедре ЮОГУ. Спасибо тем, кто организовал эти мероприятия.
Однако, наверное, пришло время увековечить его имя в Южной Осетии, согласно его великим заслугам перед осетинским народом. Уверен, что меня поддержат большинство наших граждан в том, что необходимо установить памятник Шамилю Джикаеву в г.Цхинвал, а также назвать его именем одну из улиц города…
В прошлом году сотрудниками ЮОГУ были организованы и проведены вечера памяти Александра Тибилова и Владимира Икаева. На каком уровне они прошли, знают все. Третий вечер должен быть посвящен памяти Шамиля Джикаева. Однако…
Чтобы воспитать новые поколения в лучших традициях нашего народа, нам нужны имена наших Лæгау-Лæгты, чтобы они были известны всем. Их служение своему народу должен быть образцом для подражания.
Благодаря всему этому мы сможем возродить нашу Осетию.
ШАМИЛÆН
Шамил! Ды дæ нæ Иры арвы стъалы!
Дæ ныхас та нын у рæсугъд, фæлмæн,
Дæ зондæй зæрдæ рухс тæмæн куы калы.
Уæд нын, нæ ныфс, куыд бабын дæ, цæмæн?!
Ды уарзтай Иры, адæмы, нæ къона,
Дæ хъуыды та уыд раст æмæ нæртон.
Нæ ныббарстай зыд бирæгътæн тых-тона,
Скодтай сын лæджы аккаг тæрхон.
Уыдтæ нæ зæххыл ды æцæг лæгау-лæг,
Зыдтай аланты кад æмæ æгъдау.
Дæлзæх ныххауа, уастæн, дæ марæг.
Фæлæбурдта дæм тугмондаг сырдау.
Дæ ном уыдзæн нæ кæстæртæн тырыса,
Æмæ мыггагмæ баззайдзæн цæргæ.
Æмæ ма знаг Ирыстонмæ куы бырса, –
Дæ тохы зарæг хъуысдзæн уæд нæргæ!
Инал ТИБИЛОВ
«Южная Осетия», 29.05.2013
Фото – Игорь ДЗАНТИЕВ Осетия/Квайса