Осетия Квайса



Судьба кавалериста

Редко какая птица долетит до кавказских вершин, редко кому удается дожить до 90 лет. И среди этих немногих — ветеран Великой Отечественной войны из Коврова Хаджи-Мурат МЕРДЕНОВ. Отставной полковник, более 30 лет отдавший службе в Советской Армии, 13 марта этого года отметил юбилей, лишь на 10 лет отделяющий его от векового.

Впрочем, для Хаджи-Мурата Кудзиевича, и в этом весьма почтенном возрасте сохраняющем бодрость тела и ясность ума, 90 лет — не такой уж и рекорд. Его отец и дядя прожили: один чуть меньше, а другой больше столетия. Они, как и ныне живущий потомок, были солдатами, заслужившими награды и чины, только на фронтах I мировой войны. Хаджи-Мурату же довелось послужить Отечеству в самой кровавой войне в человеческой истории, названной у нас Великой Отечественной.

Хаджи-Мурат Мерденов родился в Северной Осетии, в большой крестьянской семье. Времена были трудные, жили небогато, еда – по большей части, кукурузные лепешки. Чтобы помочь семье, парнишка сразу по окончании школы-семилетки пошел работать в колхоз. С началом войны крестьянского парня из осетинского городка Ардон призвали в Красную Армию.

Куда мечталось попасть молодому, буквально выросшему в седле горцу? Конечно в кавалерию! И в 1942 году Хаджи-Мурата направляют в кавалерийское училище, в Пятигорск. Но доучиться на младшего командира в этот раз ему была не судьба. На Кавказ наступали свыше 30 отборных дивизий: 1-я танковая и 17-я моторизованная армии; 49-й горно-стрелковый и африканский корпуса; 6 дивизий румын; 2 корпуса воздушного флота, а также много отдельных полков. В разгар наступления немцев курсантов спешно отправляют в войска, в 4-й Кубанский казачий кавалерийский корпус. В составе этого прославленного подразделения, впоследствии ставшего гвардейским, Мерденов и его товарищи обороняли Северный Кавказ от наступавших немцев.

Первые бои, в которых принял участие юный кавалерист, стали для него в прямом смысле слова, защитой отчего дома. Линия фронта, которую удерживали части, в которых воевал Хаджи-Мурат, проходила буквально в паре километров от его родного города. Затем был разгром армии Паулюса под Сталинградом и волна гитлеровского нашествия под напором Красной Армии стала откатываться от Кавказских гор.

Вместе со своей частью Хаджи-Мурат Мерденов погнал немцев на север. Его 4-й Кубанский казачий кавалерийский корпус сначала в составе Северо-Кавказского, затем Закавказского, Южного, 1-го Белорусского, 4-го, 3-го и 2-го Украинских фронтов участвовал в Ростовской, Донбасской, Мелитопольской, Березнеговато-Снегиревской, Одесской, Белорусской, Бобруйской, Минской, Люблин-Брестской наступательных операциях, освобождал Ростов-на-Дону, Минск.

Не раз и не два кавалерист участвовал в конных рейдах по тылам противника, где казаки громили немецкие штабы и уничтожали линии связи, наводя ужас на врага. Но сам ветеран признается, что хоть и числился он «рядовым-сабельником», шашку за все время войны ни разу не применил по назначению. Главным оружием кавалериста на той «войне моторов» был автомат ППШ ковровского производства. Верный автомат и боевой конь, с которым боец делился просто каждым кусочком хлеба, и хранили во всех боях Хаджи-Мурата от смерти. Сберегли, за все время жестоких боев на нем не было и царапины.

Его товарищам не так повезло. И когда в 1944-м командование решило вновь сформировать кавалерийское училище и вернуть туда курсантов, отправленных на фронт в 1942-м, выяснилось, что из тех ребят в живых остался лишь один из десяти…

Приказ отправляться на учебу застал Мерденова на Украине, сразу после жестоких боев на Никопольском плацдарме. Так для него и остальных оставшихся в живых курсантов война закончилась и вновь началась учеба в кавалерийском училище в Подольске. В звании младшего лейтенанта Хаджи-Мурат окончил училище уже после Победы, в 1946 году. И каково же было разочарование его и его боевых друзей, когда сразу же после их выпуска — кавалерийские войска расформировали!

Но был и один светлый момент, воспоминание о котором Хаджи-Мурат Кудзиевич и сейчас хранит, как одно из самых драгоценных – участие в Параде Победы. 24 июня 1945 года, под вошедшим в историю проливным дождем, он проехал по Красной площади в конной колонне, замыкавшей торжественное шествие. Позже ветеран вспоминал:

– Для меня, простого крестьянского парня, это была огромная честь и доверие… Я шел на правом фланге первого эскадрона, в одной шеренге 18 лошадей. Ка-а-ак мне хотелось посмотреть на трибуну, увидеть наших знаменитых маршалов, но ведь нельзя было, малейший поворот головы и известно, что с тобой будет! Я считаю, что этот Парад – один из самых ярких моментов в моей жизни.

Награжденный за воинскую доблесть орденами Красной Звезды и Отечественной войны, медалями «За оборону Кавказа», «За боевые заслуги» и другими, Мерденов в 1946 году был направлен в побежденную Германию. Бывший кавалерист был назначен командиром мотоциклетного взвода. Поначалу – даже не знал, с какой стороны подойти к этому «Харлею». Помог заместитель, сержант Пантелеев, который и обучил командира тонкостям обхождения со «стальным конем». Здесь же, во время службы в оккупированной Германии молодой офицер нашел и свою судьбу.

Судьба, впрочем, жила на его же родине, в городе Орджоникидзе (ныне – Владикавказ) и звали ее Фуза. Адрес этой девушки дала ему жена однополчанина. Переписка молодых людей длилась четыре года и закончилась в 1951 году – свадьбой.

А потом был переезд молодой семьи во Владимирскую область, в  Ковров, служба в 1-й мотострелковой бригаде, в должности командира взвода разведки, зам. командира мотострелкового батальона 62-й мотострелковой дивизии МВО. 32 года верой и правдой отдавал офицер Мерденов свой долг Родине, пока не ушел в отставку в звании полковника.

Но и выйдя на заслуженный отдых, без дела сидеть не стал. Много лет посвятил работе с детьми, трудясь преподавателем начальной военной подготовки. О его уроках среди его давно выросших учеников и сейчас ходят легенды. И некоторым из них, ставшим впоследствии боевыми офицерами, нестандартные занятия фронтовика-практика, его наставления, очень пригодились в горячих точках. Для многих из них орденоносец, герой войны стал примером, благодаря которому они выбрали судьбу офицера.

Военными стали и сыновья ветерана, Владимир и Александр. Уважаемый и любимый всеми Кудзиевич сейчас, как всегда в эти дни, в ожидании самого волнительного для него праздника – Дня Победы. Печально только, что это волнение не разделяет с ним его верная любимая Фуза Васильевна, которой больше нет… Но есть дети, внуки и правнуки, есть продолжение жизни на этой прекрасной земле, за которую честно сражался и которую защитил рядовой-сабельник, полковник Советской Армии Хаджи-Мурат Мерденов. Честь ему и слава, и наша общая благодарность!

Василий МИРОНОВ
Информационный портал «За Владимирскую область», 8.05.2013