Дагестанских призывников возьмут на поруки депутаты и старейшины
// Руководство республики убеждает Минобороны не опасаться своих новобранцев
Руководство Дагестана по предложению Минобороны с 2013 года учредило для призывников институт поручительства, который возьмет на себя контроль и ответственность за поведение в армии новобранцев из республики. Как рассказали «Известиям» в администрации президента республики, решено сформировать при каждом военкомате общественную комиссию, куда включат старейшин, духовных лиц, представителей муниципальной и региональной власти. Каждый из членов комиссии возьмет «шефство» над несколькими призывниками, которые, в свою очередь, будут нести ответственность перед своим «куратором».
С помощью поручителей в Дагестане хотят гарантировать военному ведомству, что призывники не будут нарушать устав, а, наоборот, будут избегать неуставных отношений и других конфликтных ситуаций. Собеседник «Известий» назвал институт поручительства «второй присягой».
— Каждый призывник будет иметь своего персонального поручителя из числа членов комиссии, который в случае любых инцидентов и нештатных ситуаций будет первым проинформирован о происшествиях с участием «подопечного». Он же в случае необходимости будет выезжать в часть для того, чтобы на месте разобраться и снять причину любых возможных инцидентов будь то жалоба, неуставные отношения и другие причины, — рассказывают в администрации главы Дагестана.
В 2013 году Минобороны объявило о планах повысить число призывников из Дагестана. По данным источника «Известий», только за весеннюю кампанию из республики планируется призвать 734 человека, что примерно на 100 человек больше, чем в 2012 году. Но это намного меньше, чем призывали в начале 2000-х годов — по словам источника «Известий», призыв достигал 10 тыс. человек, но позднее по ряду причин был практически прекращен. Официально снижение квоты для Дагестана Минобороны не объясняло, но многие эксперты предполагали, что в военном ведомстве опасались проявлений неуставных отношений со стороны выходцев из республики.
С приходом Сергея Шойгу на пост министра обороны военные стали выражать готовность решить проблему. «Известия» сообщали, что на встрече министра с руководством Дагестана сторонам удалось договориться о повышении квоты на призыв из республики. По словам собеседников издания, именно для увеличения квоты Минобороны и попросило администрацию Дагестана лучше контролировать своих новобранцев.
Получить комментарий Минобороны «Известиям» не удалось.
Глава думского комитета по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев (он представляет Дагестан) поддерживает нововведение республиканских властей. К контролю за ситуацией могли бы подключиться как местные, так и федеральные депутаты, считает он.
— Это своего рода общественный контроль за процессами в Вооруженных силах, который поможет в выявлении дедовщины и других проблем. В целом это должно позитивно сказаться и на дисциплине, и на общей обстановке в частях, где служат представители республики, — уверен Сафаралиев.
Эксперты по-разному отнеслись к инициативе по контролю за поведением призывников из Дагестана.
По мнению главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, у нового общественного института могут быть хорошие перспективы.
— В частях, где служат 5–6 дагестанцев, часто образуется землячество, начинаются неуставные отношения между сослуживцами разных национальностей. За такое нужно серьезно наказывать. Это дело военной полиции и командиров. Но если к делу подключится и общественность, работа будет приносить плоды, то и это полезно, — полагает Коротченко.
Заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев, наоборот, уверен, что мера не поможет.
— В 1920-е и 1930-е годы в Советской армии служили кавказцы, которые были из более традиционного общества, но конфликтов на национальной почве в частях почти не было. В армии просто нужен армейский порядок. Подобные инициативы — это лишь изображение деятельности, — уверен ученый из РАН.
Инструменты контроля за призывниками есть у реестровых казачьих обществ, которые по согласованию с Минобороны отправляют молодых казаков в воинские части, имеющие статус казачьих. Представители казачьих обществ регулярно посещают части, где служат казаки из их станиц, чтобы проверить условия их службы.
Петр КОЗЛОВ, Егор СОЗАЕВ-ГУРЬЕВ
«Известия», 10.04.2013