Осетия Квайса



В Карачаево-Черкесии будут добывать золото

// Федеральное агентство по недропользованию объявило конкурс на проведение геолого-разведочных работ по поиску золота на Учкуланском рудном поле

Это одна из наиболее перспективных территорий, где возможна добыча драгоценного металла. Геологи уже искали здесь золото. Работы велись за счет средств федерального бюджета. Большинство выявленных залежей оказались бедными, и их отнесли к забалансовым (то есть извлечение полезных ископаемых признано нецелесообразным).

Зато Нижняя Датуланкольская залежь, как выяснилось, представляет промышленный интерес. Запасы золота в ней оценены в 23 тонны при содержании 2,1 грамма на тонну. Но при изменении границ федерального Даутского заказника этот объект попал на особо охраняемую территорию. Поэтому извлекать золото здесь нельзя.

Однако в республике есть и другие перспективные участки. Например, для инвесторов несомненный интерес представляет интерес Березовое проявление рудного золота, расположенное на границе Карачаево-Черкесии и Краснодарского края. Оно находится на водоразделе, с которого стекает река Золотой Ключ, приток реки Бескес, и река Хацавита. Недавно проведенные исследования показали, что тут залегает мощный пласт с отложениями золота.

– Этот объект остается слабоизученным, поэтому он будет включен в программу лицензирования на условиях предпринимательского риска, – сообщили в Роснедрах.

Сколько золота содержится в недрах КЧР, точно неизвестно. Специалисты до сих пор спорят о размерах природных кладовых. Несколько лет назад называлась цифра 500 тонн. Однако в дальнейшем эксперты пришли к заключению, что запасы золота в республике намного скромнее.

– Разработка золотоносных участков в республике сейчас не ведется, хотя лицензия на их освоение недропользователю выдана, – сообщил корреспонденту «РГ» начальник управления по недропользованию по КЧР Юрий Карнаух. – Добыча золота и серебра в республике осуществляется только в одном месте: на месторождении меди в Урупском районе. Но это не прямое извлечение благородных металлов, а попутная добыча из медноколчеданных руд. Работы проводятся на шахтах местного горно-обогатительного комбината. В одной тонне медной руды Урупского месторождения содержится 2,4 грамма золота и 37 граммов серебра.

Добыча ведется с 1968 года. В настоящее время в год из недр добывается вместе с рудой 450 килограмм золота и 7,7 тонны серебра. Однако при обогащении извлекается только 55 процентов благородных металлов. Остальная часть выбрасывается в отвал. Технологии добычи твердых полезных ископаемых постоянно совершенствуются. Специалисты не исключают, что в ближайшем будущем найдется способ рентабельной повторной переработки отходов производства. Если такой метод будет найден, то Урупский участок превратится в техногенное месторождение.

Россыпное золото добывалось на многих горных реках Северного Кавказа в 30-40-х годах прошлого века. Добычу вели старатели, используя, как тогда говорили, мускульную силу. Наиболее богатыми золотом были небольшие горные реки Карачаево-Черкесии: Бескес, Рожкао, Власенчиха, Кизильчук, Гилячь и некоторые другие. На реке Власенчиха был найден самородок весом почти в килограмм. Это рекордная находка, превзойти которую не удалось до сих пор.

Всего с 1933 по 1950 годы на Северном Кавказе извлечено 1286 килограммом золота, из которого 832 килограмма – в Карачаево-Черкесии. В 1950 году руководство страны приняло решение прекратить старательскую добычу золота, поскольку учет в артелях велся плохо и половину золота разворовывали. Закупочные цены были снижены вчетверо, что сделало непромышленную (старательскую) добычу убыточной. В 1952 году закрылся последний прииск в поселке Рожкао.

– Крутой горный рельеф Кавказа неблагоприятен для образования россыпей. Поэтому небольшие объемы россыпной золотоносности не обязательно свидетельствуют о незначительности коренных источников поступления золота в россыпи, – отметил Юрий Карнаух. – Коренные залежи рудного золота могут быть и крупными, но при их размыве реками золото попадает в крутые водотоки и разносится, не образуя скоплений, называемых россыпями. При этом частички золота быстро истираются, ведь золото – мягкий металл.

Коренных источников так называемого рудного золота с запасами, позволяющими наладить промышленное производство, на Кавказе не нашли. Для инвесторов руда представляли интерес, только если содержание желтого металла в ней превышает пять граммов на тонну. В СКФО таких участков нет. Однако в наши дни участки с небольшим содержанием полезных компонентов тоже могут представлять практический интерес. В том числе и единственное в КЧР месторождение коренного золота «Лесное».

– Четверть века назад в золотодобыче произошла технологическая революция, благодаря которой появилась возможность получать прибыль при разработке даже небогатых месторождений, – рассказал Юрий Карнаух. – Был разработан дешевый способ извлечения золота из руды – метод кучного выщелачивания. Руду дробят до состояния щебня, выкладывают в виде длинных куч, напоминающих железнодорожные насыпи, и долго (месяцами) орошают их циркулирующими по кругу растворами специальных растворителей или растворами специальных бактерий. Золото переходит в раствор, из которого его уже нетрудно извлечь. Поскольку технология малозатратная, стало возможным перерабатывать довольно бедные руды, с содержанием золота всего 1-2 грамма на тонну.

А вот такие руды, как выяснилось, в Карачаево-Черкесии есть. Первым таким объектом стало рудопроявление «Лесное». Его прогнозные ресурсы эксперты оценили в 20 тонн при среднем содержании 1,6 грамма на тонну. Стоит отметить, что месторождения золота с запасами более пяти тонн относятся к категории крупных. На изучение и дальнейшую разработку этого проявления была выдана лицензия. Недропользователь провел переопробование ранее пройденных выработок. Содержание золота определялось более надежным, чем прежде способом – пробирным. В результате прогнозные ресурсы золота были увеличены, и теперь они оцениваются в 30 тонн. Однако у инвестора возникли сложности с привлечением финансовых ресурсов для продолжения изучения и освоения месторождения. Работы были приостановлены.

– Если в 2013 году разведка месторождения не будет начата, действие лицензии может быть досрочно прекращено, – сообщили в Роснедрах.

– Геологи надеются на удачу. Это специфика их профессии. И если повезет, Карачаево-Черкесия станет новой золотоносной провинцией. Предпосылки к этому имеются, – подчеркнул Юрий Карнаух.

В Северо-Кавказском федеральном округе, помимо Карачаево-Черкесии, золото добывают в Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Дагестане. В Северной Осетии ведется изучение Безенгийского и Маринского рудных полей. В Дагестане россыпи золота встречаются в бассейнах рек Самур, Ахтычай, Чехычай, Джурмут и Орицкали.

В Кабардино-Балкарии золото и серебро ищут на Кардан-Куспартинском рудном узле, между реками Мушт и Малка. Активной добычи нет нигде. Не исключено, что работают лишь мелкие артели, однако о своей деятельности они предпочитают не сообщать.

Золото также встречается в Ростовской области и Адыгее. На территории Краснодарского края выявлены возможности попутной добычи мелкого и тонкого золота при разработке месторождений песчано-гравийных смесей. Но эти ресурсы крайне незначительны.

Геолого-разведочные работы на золоторудных территориях юга России ведутся на протяжении многих лет. Поиск благородного металла проводится на потенциальных золотоносных участках в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии.

Кстати

По данным Минприроды РФ, в Карачаево-Черкесии три месторождения полезных ископаемых относятся к числу стратегически важных. Это Урупское (добыча меди и золота), Пскентское (уран) и Худесское (кобальт).

Александр БЕЗМЕНОВ
«Российская газета», 2.04.2013