«Как вы дочку назовете…»
// София, Амина и Валерия. Эти три женских имени сегодня во Владикавказе самые популярные
…Кто-то из великих утверждал, что ветреная капризница-мода – это зеркало, в котором История отражается в полный рост, вплоть до последней начищенной пуговицы. К этому афоризму так и тянет добавить: и мода на женские имена – тоже.
В том же ХIХ столетии, в эпоху дворянских гнезд и нежных тургеневских барышень, в России просто немыслимо было представить себе блистающую в высшем петербургском свете княжну или графиню по имени, допустим, Авдотья или Фекла. Как и крестьянку, которую звали бы Зинаидой или Евгенией – ведь имя для женщины было не просто именем, а еще и своего рода маркером ее социального положения!
Грянул в октябре 1917 года залп «Авроры» – и на пенный гребень моды вознеслись совсем иные женские имена. Помните, в одном из романов Солженицына ответственного советского партийного работника в больших чинах – папу трех дочек, которых любящие родители назвали, соответственно, Динэра – «Дитя новой эры», Дотнара – «Дочь трудового народа» и Клара – в честь Клары Цеткин? И это еще цветочки: бывало, регистрировали тогда в ЗАГСах девочек и под такими экзотическими именами, как, к примеру, Авиация, Тракторина или незабвенное Даздраперма – сокращенное от «Да здравствует Первое мая»!
В эпоху хрущевской «оттепели» (она же – эпоха борьбы со «стилягами», зелеными длиннополыми пиджаками и брюками-дудочками) на страницах «Комсомольской правды» частенько печатались ехидные фельетоны про девиц, которые «в угоду моде буржуазной» меняют свои «некрасивые и слишком просто звучащие» имена Настя, Нина или Наташа на Нонну. Или имя Аня – на Анжелу. Это уже потом оно, имя Анжела, стало в СССР, наоборот, весьма популярным – когда у нас в стране развернулась громкая политическая кампания в защиту «левой» американской общественной деятельницы Анжелы Дэвис. Вновь подтвердив: мода – штука очень переменчивая.
Ну а в перестроечные и постперестроечные годы в отечественные ЗАГСы хлынул поток фанаток латиноамериканских «мыльных» телесериалов, горевших желанием осчастливить новорожденных дочурок именами а-ля Марианна и Изаура. А одновременно появилась и другая тенденция – возвращения к незаслуженно забытым старым русским женским именам. И сегодня вокруг «вновь подрастает много Кать и Настей, и Дарьюшек, и даже Василис»…
А какие женские имена сейчас – в самом большом фаворе у нас во Владикавказе? Это «СО» и решила выяснить накануне праздника 8 Марта напрямую «из первых рук» – в Управлении ЗАГС столицы республики.
Как рассказали нам его сотрудники, всего с начала нынешнего, 2013 года здесь были зарегистрированы 1356 новорожденных (это по состоянию на 6 марта). Из них – 684 девочки. В том числе, 32 – по имени София, 31 – Амина и 27 – Валерия. Именно эти три имени на сегодняшний день – самые «трендовые и актуальные» в столице Северной Осетии среди пап и мам новорожденных малышек.
Популярны «в массах» по-прежнему и традиционные осетинские женские имена: Зарина, Залина, Фатима, Алана (к списку которых в последние годы добавились еще и Ариана, и Амага)… А вот любители экзотики встречаются куда реже. Хотя тоже попадаются: буквально на днях, например, в городском ЗАГСе регистрировали девочку по имени Эрмина. Смущенная мама объяснила, что «такое имя дочке выбрал муж»…
Е.ТОЛОКОННИКОВА
«Северная Осетия»