Осетия Квайса



Евкуров просит пустить ингушей в «закрытые» села Северной Осетии

// Глава Ингушетии рассчитывает увеличить число семей, вернувшихся в Пригородный район

Власти Ингушетии хотят, чтобы возвращающимся в Северную Осетию ингушам разрешили селиться во всех районах, где они проживали до осетино-ингушского конфликта 1992 года. Как рассказал «Известиям» глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, он будет добиваться того, чтобы осетинские власти сняли существующие ограничения на проживание ингушей в так называемых закрытых населенных пунктах граничащего с республикой Пригородного района.

— Процесс, возможно, нужно активизировать, есть ряд закрытых населенных пунктов, которые нужно открыть, на ближайший год задача — открыть все закрытые населенные пункты, чтобы не запрещали ингушам туда возвращаться, — заявил «Известиям» Евкуров.

По его оценкам, за прошлый год в соседнюю республику вернулись 100 семей, которые смогли получить там жилье. Евкуров считает, что если между ингушами и осетинами в Пригородном районе и фиксируются конфликтные ситуации, то носят они сугубо бытовой характер.

В Северной Осетии с формулировкой «закрытые населенные пункты» категорически не согласны и напоминают, что Ингушетия официально отказалась от территориальных претензий на Пригородный район.

— С полной ответственностью можем сказать, в Северной Осетии нет «закрытых населенных пунктов» ни для ингушей, ни для представителей каких-либо других национальностей. Сегодня вся территория бывшего конфликта является площадкой устойчивого и планомерного восстановления добрососедства, — пояснили «Известиям» в пресс-службе главы и правительства Республики Северная Осетия-Алания.

Там напомнили, что еще в 2008 году парламент Ингушетии в соответствии с федеральным законом № 131-ФЗ «О местном самоуправлении» определил пределы территории республики, в том числе в соответствии с существующей административной границей с Северной Осетией.

Ингуши жили на территории нынешнего Пригородного района Северной Осетии, когда эти земли стали частью Российской империи в XIX веке. Здесь располагались поселения, имеющие историческое значение для ингушского народа. В годы Великой Отечественной войны ингуши были депортированы в Среднюю Азию, чечено-ингушскую автономию упразднили, а Пригородный район включили в состав Северной Осетии. После реабилитации и восстановления Чечено-Ингушетии Пригородный район остался в Северной Осетии, хотя там и селились ингуши.

Обстановка обострилась после распада СССР, когда Ингушетия стала отдельным субъектом и начала претендовать на Пригородный район, ссылаясь на право репрессированных народов на территориальную реабилитацию. В регионе разгорелся вооруженный конфликт, в результате которого большинство ингушей покинули свои дома и уехали в Ингушетию.

Эксперты полагают, что решением проблемы должен заняться федеральный центр.

— Если бы Северная Осетия и Ингушетия не были субъектами России, происшедшее между ними называлось бы классической войной. Меня удивляет, почему этот вопрос не берет целиком на себя федеральный центр — это единственный способ решения проблемы. Все изгнанные люди должны вернуться на свои места, — полагает заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев.

Данные статистики показывают, что ингушское население в Северной Осетии после конфликта вновь растет. Согласно переписи населения 1989 года, в Северной Осетии до столкновений проживало 32,7 тыс. ингушей. Перепись 2002 года фиксирует 21,4 тыс. граждан ингушской национальности в Республике Северная Осетия-Алания. Но уже в 2010 году число ингушей в республике возросло до 28,3 тыс. человек.

Егор СОЗАЕВ-ГУРЬЕВ
«Известия», 14.02.2013